Antique pictures - arts, history, natural history, advertising, oddities Most pictures are clickable
Sunday, 18 September 2022
Igor Grabar
И.Э. Грабарь (1871-1960). Автопортрет в шляпе. 1921 г. Картон, масло. 65 x 51 см.
Частное собрание, Москва.
Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960) - крупный мастер пейзажа, портрета, натюрморта, известный художественный критик, ученый, стоящий у истоков советской науки об изобразительном искусстве, один из зачинателей научной реставрации и охраны памятников искусства, крупный музейный деятель и педагог, первый директор Третьяковской галереи, - невероятно, но все это характеристика одного человека, имя которому - Игорь Эммануилович Грабарь! Его можно отнести к числу выдающихся творческих личностей ХХ века, общественная и творческая деятельность которых была пронизана всепоглощающей страстью и любовью к искусству...
Портрет И.Э. Грабаря из Юбилейного справочника Императорской Академии художеств. 1914 год.
После февральской революции 1917 года Игорь Грабарь организует Союз деятелей московских художественных хранилищ и становится его председателем, борется с расхищением музеев и частных коллекций, работает в музейном отделе Наркомпроса.
После Октябрьской революции также активно занимался живописью, создавая как пейзажи, так и официальные, «придворные» композиции. С 1918 года руководит художественно-декоративной частью Малого театра. С августа 1919 года — член Российской академии истории материальной культуры, в экспедициях изучает историю северной русской культуры.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Утренний чай в аллее. 1917 г. Холст, масло. 77 х 87 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
И.Э. Грабарь (1871-1960). В усадебном доме. Сирень и незабудки.
1917 г. Холст, масло. 112 х 83 см.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Берёзовая балка в клевере (Березовое кольцо). 1917 г. Холст, масло. 60 х 80 см.
Вологодский музей-заповедник.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Иней. Сказка солнца. 1918 г. Картон, масло. 48 x 60 см.
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Иней. 1919 г. Картон, масло. 14,3 x 22 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Сийский монастырь. 1920 г. Бумага на картоне, масло. 47 x 61 см.
Частное собрание, Москва.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Этюд. 1920 г. Картон, масло. 13 х 19 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Отдел личных коллекций. Коллекция А.Н. Рамма.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Пейзаж с березками. 1920-1930-е гг.
Холст, масло. 61 х 41,5 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2006 г.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Весеннее солнце. 1921 гг. Холст, масло. 52 х 65 см. Частное собрание.
И.Э. Грабарь (1871-1960) Интерьер комнаты в Ольгово 1850-х годов. 1921 г. Картон, масло. 48,7 x 72 см.
Аукцион Bonhams, Лондон, 2021 г.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Туркестанские яблоки. 1920 г. Холст, масло.
Пермская государственная художественная галерея.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Красные яблоки на синей скатерти. 1920 г. Холст, масло. 82 x 82 см.
Частное собрание.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Красные яблоки на розовой скатерти. 1920 г. Холст, масло. 79 х 64,5 см.
Музей-заповедник «Абрамцево».
И.Э. Грабарь у своей картины «Васильки. Групповой портрет». Фотография 1914 г.
Помимо создания картин важную роль в жизни И.Э. Грабаря занимала исследовательская и просветительская работа. Много писал об искусстве в журналах - в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял. Он же был редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И.Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники», посвященные Валентину Серову, Исааку Левитану и Илье Репину.
Игорь Грабарь. История русского искусства. Издание И.Н. Кнебель, Москва.
Обложка одного из выпусков 1910—1916 годы. Оформление Е. Лансере.
В начале 1913 году в жизни Грабаря произошло очень важное событие - Московская городская дума избрала его попечителем (директором) Третьяковской галереи - он оставался на этой должности вплоть до 1925 года. В своих письмах он говорил, что согласился на эту должность, чтобы изучать искусство художников не через стекло, «а вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей». «Судьба давала мне наконец в руки тот огромный историко-художественный материал, который собран в Третьяковской галерее, и я мог оперировать им для своей Истории русского искусства не на расстоянии, как раньше, а вблизи, на "художественную ощупь"».
И.Э. Грабарь (1871-1960). У пруда. Ольгово. 1921 г. Холст, масло. 50 х 69 см. Частное собрание.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Старый дом в Ольгово. 1921 г. Холст, масло. 67 х 110 см.
Изображен усадебный дом Апраксиных в Ольгово Дмитровского уезда Московской губернии.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Дубок. Ольгово. 1921 г. Картон, масло. 47,3 х 37,8 см.
Ярославский художественный музей.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Въезд в усадьбу. 1922 г. Картон, масло. 66 х 52 см.
Таганрогский художественный музей.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Разгар осени. 1921 г. Холст, масло. 66,5 х 105 см. Частное собрание, Москва.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Долина Москвы-реки (Осенние дни). 1922 г. Холст, масло. 53,4 х 71 см.
Смоленский государственный музей-заповедник.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Вид на Москву-реку. 1922 г. Холст на картоне, масло. 50,5 х 79 см.
Музейное объединение «Музей Москвы».
И.Э. Грабарь (1871-1960). За хворостом. 1922 г. Холст, наклеенный на картон, масло. 46 х 60 см.
Тверская областная картинная галерея.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Весенняя зелень. 1922 г. Холст, масло. 67 х 95 см.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Мартовский снег. 1921 г. Картон, масло. 51 х 69 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Яблоки и груши. 1921 г. 49 х 80 см. Холст, масло.
Закарпатский областной художественный музей им. И. Бокшая, Ужгород, Украина.
В 1955 году Игорь Грабарь передал 26 своих картин в дар Закарпатской областной картинной галерее
в г. Ужгороде, ныне Закарпатский областной художественный музей им. Иосифа Бокшая, Ужгород, Украина.
Список 26 произведений И.Э. Грабаря, переданных в дар Закарпатской областной
картинной галерее,г. Ужгород, Украинская ССР, 4 июня 1955 г. (ныне Закарпатский
областной художественный музей им. И. Бокшая, Ужгород, Украина).
И.Э. Грабарь (1871-1960). Груши на красной скатерти. 1921 г. Картон, масло. 52 х 68 см.
Аукционный дом «Русская эмаль», Москва, 2012 г. Эстимейт 400–500 тысяч долларов.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Груши на зеленой драпировке. 1922 г. Бумага на картоне, масло. 52 x 74,7 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Натюрморт с грушами. 1922 г. Холст, масло. 59 х 52 см.
Нижегородский государственный художественный музей.
Б.М. Кустодиев (1878-1927). Групповой портрет художников общества «Мир искусства».
Эскиз неосуществленной картины. 1916-1920 гг. Холст, масло. 52 х 89 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
На картине изображены (слева направо): И.Э. Грабарь, Н.К.Рерих, Е.Е. Лансере, И.Я. Билибин,
А.Н. Бенуа, Г.И. Нарбут, Н.Д. Милиоти, К.А. Сомов, М.В. Добужинский, К.С. Петров-Водкин,
А.П. Остроумова-Лебедева и сам Б.М. Кустодиев.
Грабарь осуществил, вызвавшую бурную дискуссию в прессе и даже на заседании Государственной думы (10 сентября 1913 года), реэкспозицию Третьяковской галереи. Он провел масштабную перепланировку экспозиции музея. Стены в залах галереи до прихода Грабаря были от пола до потолка загружены картинами, без какой-либо логики - «крошечные этюдики рядом с огромными холстами». В основу новой экспозиции Грабарь положил новаторские для того времени монографический и исторический принципы. Сотрудники музея провели перепланировку части залов, убрали щиты и перегородки. Частная коллекция превратилась в музей европейского типа. Преобразования поддержали деятели искусства: И.Е. Репин указывал, что была произведена «огромная и сложная работа на славу галереи П.М. Третьякова».
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет матери художника О.А. Грабарь-Храбровой. 1924 г.
Холст, масло. 91 х 70 см. Закарпатский областной художественный музей им. И. Бокшая,
Ужгород, Украина.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет матери художника О.А. Грабарь. 1927 г. Холст, масло. 66,5 х 62 см.
Нижегородский государственный художественный музей.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет доктора Михайловского. 1924 г. Холст, масло. 63,5 х 71,5 см.
Частное собрание.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Летний вечер. 1923 гг. Холст, масло. 71 x 86,5 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2011.
Эстимейт GBP 200.000 – 300.000 фунтов.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Лучезарное утро. 1922 г. Холст, масло. 73 х 104 см. Музей-заповедник «Абрамцево».
И.Э. Грабарь (1871-1960). Октябрь. Запущенный парк. 1922 г. Холст, масло. 67 х 101 см.
И.Э. Грабарь (1871-1960). К вечеру (Сумерки). 1922 г. Холст, масло. 47 х 58 см.
Тверская областная картинная галерея.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Излучина реки. 1923 г. Холст, масло. 60 х 80 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Отдел личных коллекций. Коллекция П.П. Муратова и К.М. Муратовой.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Дубки. 1923 г. Холст, масло. 100 х 134 см.
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Ясный осенний вечер. 1923 г. Холст, масло. 98 x 140,8 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Рябины. 1924 г. Холст, масло. 91 x 75 см.
Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», Ярославская обл.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Деревенский дом. Крылечко. 1924 г. Холст, масло. 61 х 66 см.
Коллекция Российского фонда культуры, Москва.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Мостик. 1924 г. Дерево, масло. 35 х 51 см. Частное собрание.И.Э. Грабарь (1871-1960). Зима в деревне. 1924 г. Холст на картоне, масло. 23,5 x 44,5 см.
Аукцион Heritage Auctions, HA.com
И.Э. Грабарь (1871-1960). Зимний солнечный день. 1924 г. Холст на картоне, масло.
45,6 х 40 см. Частное собрание.
Б.М. Кустодиев (1878-1927). Портрет Игоря Эммануиловича Грабаря. Эскиз к картине.
1916 г. Холст, масло 106 х 71см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В 1917 году была осуществлена инвентаризация всего собрания музея. Грабарь составил первый научный каталог Третьяковской галереи: под его руководством проверили и заново описали более четырех тысяч экспонатов. и издан каталог галереи с новыми атрибуциями каждого экспоната - для этого были проведены исследования для установления имён изображённых лиц, проведены обмеры и детально исследованы обороты четырёх тысяч произведений.
Большое внимание Грабарь уделял пополнению коллекции, приобретая как произведения старых мастеров, так и картины современных живописцев с выставок «Союза русских художников», «Голубой розы», «Мира искусства». Он также приобрел для Третьяковской галереи картины классиков русского искусства Ореста Кипренского и Павла Федотова, а также полотна «новейших» художников - Ильи Машкова, Кузьмы Петрова-Водкина.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Карусель. 1925 г. Холст, масло. 82 х 82 см.
Закарпатский областной художественный музей им. И. Бокшая, Ужгород, Украина.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Летний пейзаж с облаками. 1925 г. Холст, масло. 61,7 x 80 см.
Частное собрание.
И.Э. Грабарь (1871-1960). На озере. 1926 г. Холст, масло. 88 x 75 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Церковь на озере. 1926 г. Холст, масло. 62 х 80 см.
Художественный музей имени Махарбека Туганова, Владикавказ.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Осень на озере. 1926 г. Холст, масло. 56,6 х 82,5 см. Частное собрание.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Волховстрой в белую ночь. 1927 г. Холст, масло. 88 х 129 см.
Государственный центральный музей современной истории России, Москва.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Яблоки и астры. 1926 г. Холст, масло. 67,5 х 76 см.
Таганрогский художественный музей.
И.Э. Грабарь (1871-1960). В Крыму. Портрет В.М. Грабарь, жены художника.
1927 г. Холст, масло. 118,5 х 98 см. Симферопольский художественный музей.
Художник Игорь Грабарь в Вятке. Фотография 1920 г.
После Октябрьской революции И. Грабарь остался в России и занимался административной музейной работой. В 1918 году по его инициативе в Москве открыли Центральные реставрационные мастерские.
В первой трети XX века историки и реставраторы вели большую работу по раскрытию образцов древнерусского и византийского искусства - росписей и икон, уцелевших в старинных монастырях и церквях. Благодаря Грабарю сохранили и отреставрировали многие произведения иконописи. В начале века реставрацию называли ремонтом, и у мастеров был соответствующий подход: перед реставрацией не проводили научных исследований. Грабарь же хотел сделать реставрацию наукой: он привлекал к работам ученых - химиков, физиков и микробиологов.
Под его руководством была проведена реставрация и расчистка многих живописных полотен, среди которых «Портрет Павла I» С.С. Щукина, «Вид дворцовой набережной от Петропавловской крепости» Ф.Я. Алексеева, «На жатве. Лето» А.Г. Венецианова, «Пейзаж с животными» С.Ф. Щедрина.
И.Э. Грабарь (1871-1960). В.И. Ленин у прямого провода. 1927-1933 гг. Холст, масло. 150 x 200 см.
Государственный исторический музей, Москва.
По случаю 10-летия Октябрьской революции Грабарь выбрал для себя мало привлекательную тему (в силу своей сложности) «Ленин у прямого провода». Наибольшую трудность представлял образ вождя. Довольно быстро определилась сама композиция картины, а для головы Ленина художник достал бюст и посмертную маску. Затем были выполнены этюды для лица и фигуры телефониста и Подвойского. От первого замысла до завершения должно было пройти 6 лет.
И.Э. Грабарь (1871-1960). В.И. Ленин у прямого провода. Эскиз. 1927-1932 гг. Холст, масло. 105 x 122 см.
Государственный центральный музей современной истории России, Москва.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет Н.П. Горбунова. Эскиз для картины
«В.И. Ленин у прямого провода». 1927 г. Холст на картоне, масло. 67 x 60,5 см.
Частное собрание, Москва.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Телеграфист у аппарата Бодо. Эскиз для картины
«В.И. Ленин у прямого провода». 1932 г. Холст, масло. 85 х 65 см.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет художника А.И. Иванова. 1927 г.
Холст, масло. 65 х 49 см. Нижегородский государственный художественный музей.
И.Э. Грабарь (1871-1960). За чтением. Портрет В.М. Грабарь, жены художника. 1928 г.
Холст, масло. 64,7 x 79,4 см. Частное собрание, Москва.
И.Э. Грабарь (1871-1960). У кузницы. Коломенское. 1928 г. Холст, масло. 51 х 65 см.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Новый сруб. 1928 г. Холст, масло. 69 х 100 см.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Разъяснивается. 1928 г. Холст, масло. 67 x 74,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Морозный вечер (Село Успенское). 1928 г. Холст, масло.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Кремль и новое строительство. 1929 г. Холст, масло. 67 х 87,5 см.
Частное собрание, Москва.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Пейзаж. Этюд. 1929 г. Холст, масло. 19 х 26,5 см. Частное собрание.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Аргентинка. 1930 г. Холст, масло. 72 х 58 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура
Русского Севера», Архангельск.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет Николаева. 1929 г. Холст, масло. 34,5 х 26,7 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Игорь Грабарь. Фотография 1920 г.
И. Грабарь организовывал и участвовал в экспедициях в Новгород и Псков, по городам Поволжья, в Крым и на Кавказ. Экспедиции проводили чтобы найти, отреставрировать и укрепить памятники искусства и старины. В письме к жене Валентине он говорил: «И вот теперь я организовал работы по расчистке всех циклов фресок и икон Рублева, а одновременно по расчистке стен владимирских храмов и главным образом знаменитых чудотворных икон Боголюбской Богоматери, Максимовской и Владимирской… И должен сказать, результаты превзошли самые смелые надежды: мы уже сейчас знаем вещи, о которых недавно и не снилось… Всю историю древнерусской живописи приходится переделывать».
И.Э. Грабарь (1871-1960). Предсмертный портрет матери художника. 1930 г.
Холст, масло. 53 х 43 см. Частное собрание.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет Валентины Михайловны Грабарь,
жены художника. 1931 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
Валентина Михайловна Грабарь (урожд. Мещерина, 1892-1959) - первая жена И.Э. Грабаря с 1913 года, племянница художника Николая Мещерина. Валентина Михайловна - искусствовед, служила во Всесоюзном обществе культурных связей с заграницей.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет жены М.М. Грабарь-Мещериной. 1931 г.
Холст, масло. 77 х 82 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Мария Михайловна Грабарь (урожд. Мещерина, 1893-1964), вторая жена И.Э. Грабаря. Сестры Валентина и Мария Мещерины были племянницами художника Николая Васильевича Мещерина, с которыми Грабарь познакомился в Дугино, Московской губ.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет жены художника в шубе и шляпе
(Портрет Марии Грабарь-Мещериной). 1930 г. Картон, масло. 68 х 56 см.
Закарпатский областной художественный музей им. И. Бокшая, Ужгород, Украина.
В семье Игоря Грабаря уже подрастали сын и дочь, когда у Валентины Михайловны обнаружилось тяжелое гормональное заболевание, негативно отразившееся на её душевном состоянии. Возможно оно было наследственным, так как известно, что её мать тоже в своё время страдала душевным расстройством, которое в итоге привело к тому, что она, как выражались в старину, удалилась на свою половину, то есть прекратила брачные отношения. Валентина Михайловна несколько лет провела в клинике Игнатия Казакова для высокопоставленных партийных работников. После лечения эту прежде полнокровную женщину было трудно узнать: роскошные рыжие волосы потемнели и потускнели, взгляд стал неподвижным. Временами на нее накатывало веселье, и тогда она буквально сотрясалась от смеха. Могла наброситься с кулаками на детей. Вскоре она ушла из семьи, никто так и не узнал куда. После этого вести хозяйство и воспитывать детей взялась младшая сестра Валентины Михайловны – Мария, ставшая впоследствии второй женой Игоря Эммануиловича.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Московский дворик в снегу. 1930 г. Холст, масло. 68 x 81 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Окраина Москвы. 1930 г. Холст, масло. 62 х 80 см.
Мемориальный музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко, Кисловодск.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Уголок уходящей Москвы. 1930 г. Холст, масло. 71 x 88 см.
Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Иней в Москве. 1934 г. Холст, масло. 66 x 97,5 см.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Весенний пейзаж. 1930 г. Холст, масло. Симферопольский художественный музей.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Заводь. 1930 г. Холст на картоне, масло. 69 х 99 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Летний пейзаж. Салтановка. 1931 г. Холст, масло. 70,4 х 79,7 см.
Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Тракторная вспашка в совхозе «Герольд». 1930 г. Холст, масло. 57 х 76 см.
Аукцион Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2012 г.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Старый сарай в морозный день. 1933 г. Холст, масло. 63 x 78,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Последний снег. 1930-1940-е гг. Холст, масло. 95 x 78,5 см.
Национальный музей изобразительных искусств им. Г. Айтиева, Бишкек.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Поленья (Дрова). Этюд. 1932 г. Холст, масло. 25 x 29,4 см. Частное собрание.
Игорь Эммануилович Грабарь в Наркомпросе. Фотография 1918-1922 гг.
Несмотря на то, что в 1920-е годы Игорь Грабарь занимался общественной работой, живопись он не оставлял. Художник писал натюрморты, чтобы «поддерживать беглость руки»: «натюрмортная зарядка» - так он называл свои полотна. В композициях он соединял разные фрукты и ткани, достигал контраста фактур и насыщенного колорита теплых и холодных цветов, как в картинах «Яблоки и астры» (1922), «Груши на зеленой драпировке» (1922).
И.Э. Грабарь (1871-1960). Светлана. 1931 г. Холст, масло. 78 x 61,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет сына Мстислава. 1930-1940-е гг.
Холст, масло. 40 х 31 см. Частное собрание.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет художника Сергея Агапьевича Детинова (1880 – не ранее 1927).
1931 г. Холст, масло. 79,5 х 67,8 см. Курская государственная картинная галерея им. А. А. Дейнеки.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет художника-искусствоведа П.И. Нерадовского. 1931 г.
Холст на картоне, масло. 92,5 х 68 см. Закарпатский областной художественный
музей им. И. Бокшая, Ужгород, Украина.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет профессора доктора Мартина Винклера.
1931 г. Музей икон Реклингхаузен, Бонн, Германия.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет реставратора Г.О. Чирикова. 1931 г. Холст, масло. 80 х 80 см.
Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Последний снег. 1931 г. Холст, масло. 70 х 70 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Последний снег в овраге. 1931 г. Холст, масло.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Ваза с флоксами. 1932 г. Холст, масло.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет академика Н.Д. Зелинского. 1932 г. Холст, масло. 95 х 87 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. В 1935 году портрет был повторен для Академии наук СССР.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет итальянского искусствоведа Ло Гатто Этторе.
1932 г. Холст на ДВП, масло. 88 х 75,3 см. Государственный художественный музей
Алтайского края, Барнаул.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Александр Ляпунов. 1931 г. Холст, масло. 80 х 62 см.
Частное собрание, Москва.
Алексей Андреевич Ляпунов (1911-1973) - математик, один из основоположников
советской вычислительной техники, педагог, член-корреспондент АН СССР.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет поэта Николая Клюева. 1932 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет К.Д. Медовой. 1932 г. Холст, масло. 91 х 151 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
К.Д. Медова. Кто это? Актриса, отдыхающая в своей уборной в ожидании второго акта? Мы можем лишь предполагать, так как точных сведений об изображенной на портрете нет. По рассказу самого Грабаря - он в этом портрете искал способ лепить форму не только светом и тенью, но и цветом - более интенсивным и менее интенсивным.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Автопортрет с женой В.М. Грабарь. 1923 г. Холст, масло. 96,5 x 118,5 см.
Новокузнецкий художественный музей.
С 1921 года И.Э. Грабарь - профессор Московского государственного университета, где читал курс лекций по теории и практике научной реставрации на отделении искусств. С 1944 года работал научным руководителем мастерских и возглавил многочисленные комиссии, занимавшиеся изъятием, что чаще было формой спасения от неизбежного уничтожения, картин из усадеб и икон из монастырей. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица».
Был консультантом Учёного совета по реставрационным работам в Троице-Сергиевой лавре, научным руководителем и главным архитектором которых был назначен И. В. Трофимов. В 1937-1943 годах - директор Московского государственного художественного института (с 1937 - профессор).
И.Э. Грабарь (1871-1960). В.И. Ленин в своем рабочем кабинете в Кремле. 1933 г.
Холст, масло. 119 х 98 см. Государственный центральный музей современной истории России, Москва.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Зимой. Портрет О.И. Грабарь, дочери художника.
(На портрете ей всего 12 лет). 1934 г. Холст, масло. 48 х 62 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Девушка в русском платке. Портрет Наташи Островской. 1934 г.
Холст, масло. 94 х 63 см. Челябинский государственный музей изобразительных искусств.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет художника Василия Михайловича Мещерина,
брата жены художника. 1932 г. Холст, масло. 74 х 65 см.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. 1934 г.
Холст, масло. 91,5 x 70,5 см. Астраханская картинная галерея им. П.М. Догадина.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет Я.З. Сурица. 1934 г. Холст, масло. 75 х 58 см. с.238
Яков Захарович Суриц (1882-1952) - участник социал-демократического движения в России,
советский дипломат. Чрезвычайный и полномочный посол СССР в Германии (1934-1937).
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет М.В. Морозова. 1934 г. Холст, масло. 103 х 80,5 см.
Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
Михаил Владимирович Морозов (1868-1938) - профессиональный революционер, участник революционного движения в Туркестане, критик, беллетрист, поэт. Председатель Союза революционных драматургов (1929-1930), вице-президент Всероссийской Академии художественных наук (1930-1932), заведующий сектором искусства при критико-библиографической студии (1932-1936).
А.В. Луначарский и И.Э. Грабарь (в центре) с сотрудниками Центральных Государственных
реставрационных мастерских. Фотография 1929 г.
Игорь Грабарь был ключевой фигурой художественной жизни советской России. Он дружил с женой Льва Троцкого Натальей Седовой, с которой познакомился во время совместной работы в музейном отделе Наркомпроса. В самом начале сталинских чисток ушёл со всех своих ответственных постов и возвратился к живописи. В 1931 году он написал портрет девочки по имени Светлана, который вдруг стал невероятно популярен, а в 1932 году - неожиданно обнаженную «Флору».
И.Э. Грабарь (1871-1960). Флора. 1934 г. Холст, масло. 82,5 х 82,5 см.
Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
О картине И. Грабаря «Флора» (1934) в недавней статье, опубликованной в западном журнале, говорится, что социалистический реализм (и, конечно, И.В. Сталин) установил морализм, мешавший советским художникам развивать образ обнаженной натуры. Как мы видим на примере этого откровенного холста, всё это неправда. А вспомните многочисленные ню Владимира Лебедева, не говоря уж о могучих «Натурщицах» А. Дейнеки (1936 и 1951 гг.)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет В.Г. Дуловой. 1935 г. Холст, масло. 158,5 x 129 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Вера Георгиевна Дулова ( 1909-2000) — советская и российская арфистка, педагог.
Народная артистка СССР (1976). Лауреат Государственной премии СССР (1973).
И.Э. Грабарь (1871-1960). Драма. Портрет Е.Г. Никулиной-Волконской. 1935 г.
Холст, масло. 101,5 x 79,5 см. Закарпатский областной художественный музей
им. И. Бокшая, Ужгород, Украина.
Елизавета Григорьевна Никулина-Волконская (1896-1984) – б. княгиня, актриса МХАТ.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет Е.Г. Никулиной в рост. 1935 г.
Холст, масло 200 х 100 см. Государственная Третьяковская галерея
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет академика Сергея Алексеевича Чаплыгина.
1935 г. Холст, масло. 104 х 83 см. Музей-заповедник «Абрамцево».
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет академика В.И. Вернадского. 1935 г.
Холст, масло. 100 х 79 см. Архив Российской Академии Наук (РАН), Москва.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет летчика М.В. Водопьянова. 1935 г.
Холст, масло. 107,5 x 79,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет Корнея Ивановича Чуковского. 1935 г. Холст, масло. 50,7 х 87 см.
Киевский национальный музей русского искусства.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет М.И. Грабаря, сына художника. 1935 г.
Холст, масло. 81 x 65 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Автопортрет с палитрой (в белом халате). 1934 г.
Холст, масло. 89 х 70 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В 1930-е годы Игорь Грабарь создал портреты известных людей: композитора Сергея Прокофьева, поэта Корнея Чуковского, академиков Сергея Чаплыгина и Владимира Вернадского, искусствоведов Абрама Эфроса и Анатолия Бакушинского. Художник много путешествовал по миру, его приглашали музеи в качестве эксперта-искусствоведа. Он был инициатором создания Городка художников: на улице Верхняя Масловка в Москве располагались дома с мастерскими и квартирами живописцев, в том числе и мастерская Грабаря.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет искусствоведа А.В. Бакушинского (1883-1939).
1936 г. Холст, масло. 99 х 79 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет Наталии Александровны Брюханенко. 1936 г.
Холст, масло. 65,7 х 50 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Отдел личных коллекций.
Коллекция И.С. Зильберштейна
Наталья Александровна Брюханенко (1905–1984) окончила филологический факультет МГУ и, будучи редактором в Госиздате, познакомилась с Маяковским. В дальнейшем работала директором съемочных групп на Центральной студии документальных фильмов.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет дочери Ольги Игоревны Епифановой-Грабарь. 1937 г.
Холст, масло. Закарпатский областной художественный музей им. И. Бокшая, Ужгород, Украина.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Между колонн. В санатории «Узкое». 1935 г. Холст, масло. 79 х 105 см.
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Пруд в Узком. 1935 г. Холст, масло. 79 х 99,5 см.
Севастопольский художественный музей им М.П. Крошицкого.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Маленький зимний пейзаж. 1936 г. Картон, масло. 20 x 31 см. Частное собрание.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Дом в местечке Поронино, где жил и работал В.И. Ленин. 1936 г.
Холст, масло. 64 х 89 см. Государственный центральный музей современной истории России, Москва.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Подсолнухи. 1937 г. Холст, масло. 88 х 99 см.
Художественный музей им. Махарбека Туганова, Владикавказ.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Васильки. Июнь. 1937 г. Холст дублированный, масло. 66,5 х 74 см.
Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Березки. 1937 г. Холст, масло. 79,5 х 69 см.
Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Георгины. 1937 г. Холст, масло. 80 х 59 см.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
И.Э. Грабарь (1871-1960). Автопортрет. 1942 г. Холст, масло. 75 x 57 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Несмотря на то, что в 1920-е годы Игорь Грабарь занимался общественной работой, живопись он не оставлял. Художник писал натюрморты, чтобы «поддерживать беглость руки»: «натюрмортная зарядка» — так он называл свои полотна. В композициях он соединял разные фрукты и ткани, достигал контраста фактур и насыщенного колорита теплых и холодных цветов, как в картинах «Яблоки и астры» (1922), «Груши на зеленой драпировке» (1922).
ИСТОЧНИКИ
О.И. Подобедова. Игорь Эммануилович Грабарь. Монография. Издательство «Советский художник»,
Москва, 1964 г. – 338 стр. с илл. Формат 28,5 х 25 см.
Igor GRABAR / Игорь ГРАБАРЬ. Альбом. Авторы вступительной статьи и составители
В.Г. Азаркович, Н.В. Егорова (на англ., франц., нем. и рус. языках). Ленинград,
Издательство «Аврора», 1974 г. 120 стр., 57 цв. ил. (Серия «Мастера советской живописи»)