Paul de Longpré |
Antique pictures - arts, history, natural history, advertising, oddities Most pictures are clickable
Saturday, 7 October 2017
Giotto
Джотто ди Бондоне - художник эпохи раннего Ренессанса.
Джотто ди Бондоне (Виккьо, июль 1266 — Флоренция 8 января 1337) — итальянский художник и архитектор, основоположник эпохи Проторенессанса. Одна из ключевых фигур в истории западного искусства. Преодолев византийскую иконописную традицию, стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства. Работами Джотто вдохновлялись Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. |
Полиптих из церкви Бадия. Около 1300. Уффици, Флоренция (после реставрации)
Творчество Джотто ди Бондоне называют предтечей раннего Ренессанса. Это был первый итальянский художник, который отошел от «плоской» средневековой живописи и привнес реализм и объемность в свои картины. Для своего времени художник являлся настоящим новатором, а такие признанные мастера, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль восторгались и вдохновлялись его творчеством. Петрарка писал о нем: «Перед образами Джотто испытываешь восторг, доходящий до оцепенения».
[more=далее]
Вплоть до XIII века практически вся европейская (особенно итальянская) живопись находилась под влиянием византийских традиций. Искусство Византийской империи проявлялось исключительно в религиозном ключе, т. е. мастера писали только иконы согласно строгим догмам. Плоские лица, неестественные позы, непропорциональность в пространстве. Главным в то время считалось духовное, а не телесное.
Поклонение волхвов. Изображения картины в Средневековье и раннем Ренессансе.
«Поклонение волхвов», фрагмент. Джотто и мастерская
Итальянцы послушно продолжали писать невыразительные образы вплоть до XIII века. Джотто ди Бондоне стал настоящим новатором в манере изображения библейских сюжетов. Его картины и фрески очень отличались от традиционной живописи того времени. Изображаемые образы перестали быть эмблематичными, приобрели индивидуальные черты, у них появились эмоции.
Итальянцы послушно продолжали писать невыразительные образы вплоть до XIII века. Джотто ди Бондоне стал настоящим новатором в манере изображения библейских сюжетов. Его картины и фрески очень отличались от традиционной живописи того времени. Изображаемые образы перестали быть эмблематичными, приобрели индивидуальные черты, у них появились эмоции.
Портрет Джотто. Деталь картины «Пять основателей флорентийского искусства», конец XV — начало XVI вв.
Согласно найденным документам, Джотто родился в июле 1266 года в городке Веспигниано, ныне Виккьо, расположенного к востоку от Флоренции в семье кузнеца Бондоне.
Расписной крест. 1310—1317 гг. Церковь Сан Франческо, Римини.Мадонна Оньисанти. Около 1310 г. Уффици, Флоренция.
Ранее были и иные предположения о дате рождения Джотто вплоть до 1275 года. Так например, Вазари утверждал, что Джотто родился в 1276 году. Отец будущего художника носил имя Бондоне (ум. 1311/1313) и был крестьянином. Позднее Джотто приобрёл в Веспиньяно земли и дома.
Успение Марии. Около 1310 г. Государственные музеи, Берлин.
Ещё по одной версии, Джотто родился во Флоренции, в приходе церкви Санта Мария Новелла, в квартале Святого Панкратия. Неоднократно во флорентийских документах художник упоминается как «del popolo di Santa Maria Novella». Его же отец, по этой версии, был кузнецом. Имя Джотто, возможно, сокращение от Анджиолотто либо Амброджотто, но также возможно, что это самостоятельное имя художника.
Триптих Стефанески. Около 1330 г. Оборотная сторона. Пинакотека, Ватикан
По сообщению Вазари, Джотто был учеником Чимабуэ, эту точку зрения подвергают сомнению современные исследователи. Рассказ о том, что Чимабуэ увидел юного пастушка Джотто, рисующим овцу, и восхитился его талантом, ныне считается литературной легендой.По словам же Вазари, Чимабуэ и Джотто вместе работали над фресковыми росписями в церкви Сан Франческо, в Ассизи, и второй превзошёл первого
.
Св. Стефан. 1320—1325 гг. Музей Хорн, Флоренция.Мадонна с младенцем. 1320—1325 гг. Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Согласно некоторым источникам, Джотто был в Риме в священном 1300 году. Возможно, именно тогда он создал по заказу кардинала Якопо Стефанески монументальную мозаику Навичелла, прославившую художника на всю Италию.
Копия мозаики Навичелла (Челнок). Джотто
Она находилась в атриуме старой церкви (IV века) Святого Петра. В последнее время эту работу Джотто относят к 1310 году. Летописец Филиппо Виллани приводит мозаику в качестве доказательства мастерства Джотто, который так умел изобразить персонажей, что казалось, будто «они дышат, разговаривают, плачут или радуются». Об этой мозаике писал Леон Баттиста Альберти в своём трактате о живописи De pictura (1436). Сюжет композиции — Чудo нa Гениcаретском oзepe — один из эпизодов общественного служения Христа. Иисус спасает корабль апостолов, попавший в бурю, и утопающего Петра. Символически это истолковывается как спасение самой Церкви от всех несчастий. Мозаика была разрушена при сносе старой постройки, сохранилась лишь её копия эпохи барокко (по мнению Норберта Вольфа, неудачная) в портике новой церкви. О её подлинном виде можно судить лишь по рисункам художников XIV—XV веков и уцелевшему оригинальному обрамлению с головами двух ангелов.
.Св. Лаврентий.1320—1325 гг. Музей Жакмар-Андрэ, Шаали.Иоанн Богослов. 1320—1325 гг. Музей Жакмар-Андрэ, Шаали.
Поклонение волхвов (Метрополитен-музей) и Принесение во храм (Музей Гарднер, Бостон)
Тайная вечеря и Распятие (Старая пинакотека, Мюнхен)
В одном из документов 1301 года Джотто назван владельцем дома во Флоренции. В 1301 году Джотто уже состоит в браке с Чиутой ди Лапо дель Пела. У них было восемь детей, один из сыновей также стал художником.
Успение (Колл. Бернсона, Сеттиньяно) и Сошествие во ад (Старая пинакотека, Мюнхен)
Праздник чёток (Лондонская Национальная галерея)
Художник умер 8 января 1337 года во Флоренции во время работы над фреской «Страшный суд» в капелле Барджелло.
Фрески церкви Сан Франческо в Ассизи
Исав перед Исааком. Фреска. Около 1295. Ассизи, церковь Сан Франческо, верхняя церковь
Вид верхней церкви
фрески верхней церкви
Роспись верхней церкви Сан Франческо в Ассизи была начата около 1288 года. Две сцены в верхнем ярусе церкви, посвящённые истории Исаака и Иакова, долгое время относили к работам неизвестного мастера, Мастера Исаака.
Житие Марии Магдалины. Нижняя Капелла Марии Магдалины
Детство Иисуса, явление св. Франциска Нижняя Правое крыло трансепта
Эти сцены основательно отличаются своими художественными достоинствами от других фресок Сан Франческо.
Вид на восточный фасад здания верхней церкви
Композиционное построение, живость персонажей, тонкая моделировка с помощью светотени, — всё позволяло говорить о появлении принципиально нового направления в живописи того времени. Мастера Исаака относили к кругу Каваллини или отождествляли с Арнольфо ди Камбио. Позднее исследователи обратили внимание на сходство Иакова с Иоанном с Распятия из церкви Санта Мария Новелла во Флоренции и пришли к заключению, что обе работы завершены примерно в одно и то же время (около 1290), и их автором является Джотто.
«Стигматизация Св. Франциска». Джотто и мастерская. Фреска в верхней церкви
По Вазари, именно Джотто по заказу главы ордена францисканцев Джованни Муровале создал сцены из жизни святого Франциска в верхней церкви в Ассизи. Цикл из двадцати восьми эпизодов был создан в довольно короткий срок — два года, что предполагает работу не одного художника, а целой мастерской. Тем не менее он отличается цельностью замысла, ровным изобразительным языком и общим иллюзионистским решением.
«Бегство в Египет». Джотто и мастерская. Фреска в северном трансепте нижней базилики
Фрески в нижней церкви Сан Франческо на тему молодости и распятия Христа выполнены мастерской Джотто гораздо позднее, в 1315—1320 годах. Фрески на средокрестном своде нижней церкви (1308—1328) впервые приписал Джотто Вазари. Они посвящены прославлению добродетелей святого Франциска, восстановителя евангельских норм. Аллегорические фрески изображают Послушание, Благоразумие и Смирение.
фрески нижнейцеркви
Венец цикла — Прославление святого Франциска , где святой вступает в Царствие Небесное. Исследователи отмечают необычный, очень светлый колорит фресок, который достигается тончайшей градацией жёлтого, розового и зелёного цветов.Из-за стилевых отличий от цикла фресок Исаака предполагается, что несколько, или даже большинство фресок францисканского цикла было создано, по крайней мере, тремя различными художниками, использовавшими оригинальные идеи Джотто. Их называют: Мастер легенды св. Франциска (основной создатель большинства изображений), Мастер погребения св. Франциска и Мастер св. Цецилии.
1.«Сон о дворце»2.«Распятие из Сан Дамиано»
1.«Отказ от имущества»2.«Иннокентию III является во сне Святой Франциск, поддерживающий церковь»
1.«Папа утверждает устав францисканского ордена»2.«Чудесное явление Святого Франциска братии»
1.«Видение небесных престолов»2.«Изгнание демонов из Ареццо»
1.«Испытание огнём перед султаном»2.«Экстаз св. Франциска»
1.«Торжественное празднование рождества в Греччо»2.«Чудесное открытие источника»
1.«Проповедь птицам»2.Смерть дворянина из Челано»
1.«Франциск перед папой Гонорием III»2.«Явление Святого Франциска во время проповеди Антония Падуанского в Арле»
1.«Стигматизация св. Франциска»2.«Смерть и вознесение св. Франциска»
Расписной крест. 1310—1317 гг. Церковь Сан Франческо, Римини.Мадонна Оньисанти. Около 1310 г. Уффици, Флоренция.
Ранее были и иные предположения о дате рождения Джотто вплоть до 1275 года. Так например, Вазари утверждал, что Джотто родился в 1276 году. Отец будущего художника носил имя Бондоне (ум. 1311/1313) и был крестьянином. Позднее Джотто приобрёл в Веспиньяно земли и дома.
Успение Марии. Около 1310 г. Государственные музеи, Берлин.
Ещё по одной версии, Джотто родился во Флоренции, в приходе церкви Санта Мария Новелла, в квартале Святого Панкратия. Неоднократно во флорентийских документах художник упоминается как «del popolo di Santa Maria Novella». Его же отец, по этой версии, был кузнецом. Имя Джотто, возможно, сокращение от Анджиолотто либо Амброджотто, но также возможно, что это самостоятельное имя художника.
Триптих Стефанески. Около 1330 г. Оборотная сторона. Пинакотека, Ватикан
По сообщению Вазари, Джотто был учеником Чимабуэ, эту точку зрения подвергают сомнению современные исследователи. Рассказ о том, что Чимабуэ увидел юного пастушка Джотто, рисующим овцу, и восхитился его талантом, ныне считается литературной легендой.По словам же Вазари, Чимабуэ и Джотто вместе работали над фресковыми росписями в церкви Сан Франческо, в Ассизи, и второй превзошёл первого
Св. Стефан. 1320—1325 гг. Музей Хорн, Флоренция.Мадонна с младенцем. 1320—1325 гг. Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Согласно некоторым источникам, Джотто был в Риме в священном 1300 году. Возможно, именно тогда он создал по заказу кардинала Якопо Стефанески монументальную мозаику Навичелла, прославившую художника на всю Италию.
Копия мозаики Навичелла (Челнок). Джотто
Она находилась в атриуме старой церкви (IV века) Святого Петра. В последнее время эту работу Джотто относят к 1310 году. Летописец Филиппо Виллани приводит мозаику в качестве доказательства мастерства Джотто, который так умел изобразить персонажей, что казалось, будто «они дышат, разговаривают, плачут или радуются». Об этой мозаике писал Леон Баттиста Альберти в своём трактате о живописи De pictura (1436). Сюжет композиции — Чудo нa Гениcаретском oзepe — один из эпизодов общественного служения Христа. Иисус спасает корабль апостолов, попавший в бурю, и утопающего Петра. Символически это истолковывается как спасение самой Церкви от всех несчастий. Мозаика была разрушена при сносе старой постройки, сохранилась лишь её копия эпохи барокко (по мнению Норберта Вольфа, неудачная) в портике новой церкви. О её подлинном виде можно судить лишь по рисункам художников XIV—XV веков и уцелевшему оригинальному обрамлению с головами двух ангелов.
.Св. Лаврентий.1320—1325 гг. Музей Жакмар-Андрэ, Шаали.Иоанн Богослов. 1320—1325 гг. Музей Жакмар-Андрэ, Шаали.
Поклонение волхвов (Метрополитен-музей) и Принесение во храм (Музей Гарднер, Бостон)
Тайная вечеря и Распятие (Старая пинакотека, Мюнхен)
В одном из документов 1301 года Джотто назван владельцем дома во Флоренции. В 1301 году Джотто уже состоит в браке с Чиутой ди Лапо дель Пела. У них было восемь детей, один из сыновей также стал художником.
Успение (Колл. Бернсона, Сеттиньяно) и Сошествие во ад (Старая пинакотека, Мюнхен)
Праздник чёток (Лондонская Национальная галерея)
Художник умер 8 января 1337 года во Флоренции во время работы над фреской «Страшный суд» в капелле Барджелло.
Фрески церкви Сан Франческо в Ассизи
Исав перед Исааком. Фреска. Около 1295. Ассизи, церковь Сан Франческо, верхняя церковь
Вид верхней церкви
фрески верхней церкви
Роспись верхней церкви Сан Франческо в Ассизи была начата около 1288 года. Две сцены в верхнем ярусе церкви, посвящённые истории Исаака и Иакова, долгое время относили к работам неизвестного мастера, Мастера Исаака.
Житие Марии Магдалины. Нижняя Капелла Марии Магдалины
Детство Иисуса, явление св. Франциска Нижняя Правое крыло трансепта
Эти сцены основательно отличаются своими художественными достоинствами от других фресок Сан Франческо.
Вид на восточный фасад здания верхней церкви
Композиционное построение, живость персонажей, тонкая моделировка с помощью светотени, — всё позволяло говорить о появлении принципиально нового направления в живописи того времени. Мастера Исаака относили к кругу Каваллини или отождествляли с Арнольфо ди Камбио. Позднее исследователи обратили внимание на сходство Иакова с Иоанном с Распятия из церкви Санта Мария Новелла во Флоренции и пришли к заключению, что обе работы завершены примерно в одно и то же время (около 1290), и их автором является Джотто.
«Стигматизация Св. Франциска». Джотто и мастерская. Фреска в верхней церкви
По Вазари, именно Джотто по заказу главы ордена францисканцев Джованни Муровале создал сцены из жизни святого Франциска в верхней церкви в Ассизи. Цикл из двадцати восьми эпизодов был создан в довольно короткий срок — два года, что предполагает работу не одного художника, а целой мастерской. Тем не менее он отличается цельностью замысла, ровным изобразительным языком и общим иллюзионистским решением.
«Бегство в Египет». Джотто и мастерская. Фреска в северном трансепте нижней базилики
Фрески в нижней церкви Сан Франческо на тему молодости и распятия Христа выполнены мастерской Джотто гораздо позднее, в 1315—1320 годах. Фрески на средокрестном своде нижней церкви (1308—1328) впервые приписал Джотто Вазари. Они посвящены прославлению добродетелей святого Франциска, восстановителя евангельских норм. Аллегорические фрески изображают Послушание, Благоразумие и Смирение.
фрески нижнейцеркви
Венец цикла — Прославление святого Франциска , где святой вступает в Царствие Небесное. Исследователи отмечают необычный, очень светлый колорит фресок, который достигается тончайшей градацией жёлтого, розового и зелёного цветов.Из-за стилевых отличий от цикла фресок Исаака предполагается, что несколько, или даже большинство фресок францисканского цикла было создано, по крайней мере, тремя различными художниками, использовавшими оригинальные идеи Джотто. Их называют: Мастер легенды св. Франциска (основной создатель большинства изображений), Мастер погребения св. Франциска и Мастер св. Цецилии.
1.«Юродивый предсказывает св. Франциску его грядущую славу» 2.«Франциск отдаёт свой плащ некогда богатому, а теперь бедному воину»
1.«Сон о дворце»2.«Распятие из Сан Дамиано»
1.«Отказ от имущества»2.«Иннокентию III является во сне Святой Франциск, поддерживающий церковь»
1.«Папа утверждает устав францисканского ордена»2.«Чудесное явление Святого Франциска братии»
1.«Видение небесных престолов»2.«Изгнание демонов из Ареццо»
1.«Испытание огнём перед султаном»2.«Экстаз св. Франциска»
1.«Торжественное празднование рождества в Греччо»2.«Чудесное открытие источника»
1.«Проповедь птицам»2.Смерть дворянина из Челано»
1.«Франциск перед папой Гонорием III»2.«Явление Святого Франциска во время проповеди Антония Падуанского в Арле»
1.«Стигматизация св. Франциска»2.«Смерть и вознесение св. Франциска»
Капелла Скровеньи
Капелла Скровеньи (Капелла дель Арена) — небольшая церковь в Падуе, область Венеция, Италия, прославившаяся благодаря фресковому циклу работы Джотто.
Капелла Скровеньи, Падуя.
Эта капелла посвящена Богоматери и её официальным названием было церковь Святой Марии Милосердной .Она была заложена в 1300 г., объявленном папой Римским юбилейным, и освящена в день Благовещения в 1303 г., который остался её главным праздником в последующие годы.
Скульптура Энрико Скровеньи работы Джованни Пизано
Прозвание капелла дель Арена или Скровеньи она получила, так как её построили на землях «Арена ди Падова», принадлежавших Энрико Скровеньи, и с использованием в качестве фундамента остатков древнеримского театра.Энрико Скровеньи, на средства которого была построена капелла, был богатым купцом и членом рыцарского ордена Гауденти, который заказал домовую церковь рядом со своим палаццо.
«Страшный суд», деталь. Модель церкви в руках донатора чуть отличается от реальной постройки, поэтому считают, что фреска писалась прямо в процессе строительства
Эта земля была приобретена им в феврале 1300 года у некоего Манфредо Далесманини. Согласно документам, несохранившееся здание, к которому примыкала капелла, было достаточно обширным: помещение для горячих бань, конюшни, два донжона, двое входных ворот, выходящих на монастырь эремитов и реку.
«Введение во храм»
Церковное разрешение на строительство ораториума (часовни) было выдано 31 марта 1302 года. Часовня планировалась как сооружение приватного (частного) характера и, по заявлению епископа Падуи, большого наплыва публики в ней не ожидалось. Однако после строительства она была открыта для посещения. Прихожанам капеллы папской буллой от 1 марта 1304 года отпускались грехи.
«Бегство в Египет»
Украшение интерьера капеллы владелец поручил Джотто, первому художнику Италии того времени. Встречается предположение, что Энрико построил церковь в искупление грехов своего ростовщика-отца — Реджинальдо, которого даже Данте поместил в 7-й круг Ада в своей «Божественной комедии» (XVII, 64-75). Занимался ростовщичеством и сам Энрико — папа Бенедикт XI отпустил ему этот грех
Самыми известными сохранившимися работами Джотто являются фрески в капелле Скровеньи (дель Арена) в Падуе. Они были созданы в период с 1303 по 1305 гг. Художник изобразил целый библейский цикл из 36 фресок. Каждая из них расположена в строгом логическом порядке на стенах.
Встреча у Золотых ворот. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи. Джотто
Цикл проторенессансных фресок капеллы Скровеньи не только является ключевой работой Джотто, но и входит в число главных произведений западного искусства.Ему удалось создать новый тип живописного мышления. Решения, найденные Джотто в этой работе, активно использовались мастерами последующих поколений. Был создан тип стенного панно, который с этого времени станет главной декоративно-композиционной темой монументальной живописи эпохи Возрождения.
Росписи были заказаны вскоре после открытия церкви и закончены около 1305 г., спустя 2 года работы Джотто. Художнику приходилось работать в спешке, и с этим связано, в частности, несовершенство фрески «Страшный суд», которую он во многом предоставил заботам своих учеников. Под вопросом также точное авторство цикла Аллегорий Пороков и Добродетелей.Руку подмастерьев находят и во многих второстепенных персонажах основных циклов. Всего росписями покрыто более 900 кв. м. стен. Фрески выполнены в три яруса, причем верхний расположен на изгибе свода.
Как отмечал в начале XX века художественный критик Павел Муратов, работа Джотто в капелле «дошла до нашего времени в хорошем состоянии, её почти вовсе не коснулась опасная заботливость реставраторов. Ничто не умаляет важности и драгоценности этого источника жизни всего итальянского искусства».
Росписи были заказаны вскоре после открытия церкви и закончены около 1305 г., спустя 2 года работы Джотто. Художнику приходилось работать в спешке, и с этим связано, в частности, несовершенство фрески «Страшный суд», которую он во многом предоставил заботам своих учеников. Под вопросом также точное авторство цикла Аллегорий Пороков и Добродетелей.Руку подмастерьев находят и во многих второстепенных персонажах основных циклов. Всего росписями покрыто более 900 кв. м. стен. Фрески выполнены в три яруса, причем верхний расположен на изгибе свода.
Как отмечал в начале XX века художественный критик Павел Муратов, работа Джотто в капелле «дошла до нашего времени в хорошем состоянии, её почти вовсе не коснулась опасная заботливость реставраторов. Ничто не умаляет важности и драгоценности этого источника жизни всего итальянского искусства».
Слух о чудесных фресках разошелся далеко за пределы Падуи, и народ потянулся в капеллу дель Арена, чтобы воочию увидеть нечто неизвестное для себя. К тому же, в те времена фреска была новым видом в живописи, поэтому Джотто можно и в этой области назвать новатором.
Благовещение святой Анне. 1303-1305 гг. Капелла Скровеньи в Падуе. Джотто
Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе. Джотто.
Если рассматривать работы художника с современной точки зрения, они далеки от того реализма, к которому мы привыкли. Однако в контексте истории творчество Джотто стало настоящим прорывом, предтечей Ренессанса. Леонардо да Винчи писал, что «Джотто превзошел не только всех мастеров своего времени, но и многих художников прежних столетий…». А художник из Флоренции Ченнино Ченнини метко высказался, что художник «перевел искусство живописи с греческого на латынь, сделав его современным».
Флоренция. Санта Кроче
Видение Иоанна на острове Патмос. Фрагмент стенной росписи секко. Флоренция, базилика Санта Кроче, капелла Перуцци (южная стена)
Возможно, в 1315—1318 годах художник побывал при папском дворе в Авиньоне, так как в это время отсутствует упоминание его имени во флорентийских документах. Вазари сообщает, что Джотто вернулся из Авиньона в 1316 году. Исследователи полагают, что художник испытал влияние утончённой авиньонской живописи. С 1320 года Джотто — член Корпорации врачей и аптекарей Флоренции , куда входили также художники.
Испытание огнём перед султаном. Около 1325—1328. Флоренция, базилика Санта Кроче, капелла Барди (южная стена)
Историки искусства приписывают росписи капеллы Перуцци в базилике Санта Кроче, выполненные в технике секко, руке Джотто. Вероятно, созданы они около 1320 года, так как в рельефах бронзовой двери баптистерия (1330) Андреа Пизано повторяются мотивы росписи. Капелла посвящена Иоанну Крестителю и Иоанну Богослову.
Чудо с источником
Отличительная особенность росписей — размещение композиций на картинах необычайно широкого формата, что усилило впечатление монументальности и позволило художнику показать свободное движение персонажей на фоне сложных архитектурных комплексов. Выполненные в нестойкой технике, картины, серьёзно пострадавшие от наводнения и пережившие несколько неудачных попыток реставрации, большей частью утратили верхний красочный слой.
Собор Санта-Кроче, Флоренция
Фрески капеллы Барди написаны в сочетании с живописью секко. Их создание относят к 1325—1328 годам. Тема цикла из семи сцен — легенда о святом Франциске. Размеры капеллы позволили создать монументальные композиции, задуманные как единое целое. Стилистически фрески несколько отличаются от живописных произведений капеллы Перуцци, Ассизи и Падуи, это может быть объяснено тем, что росписи выполнялись разными членами мастерской Джотто.
Милосердие - Зависть
По сообщению Вазари, ещё будучи во Флоренции, Джотто на стене Палаццо делла Синьория создал портрет сына короля Неаполя Роберто Анжуйского. Карл Калабрийский, мэр Флоренции в 1326—1327 годах, был изображён коленопреклонённым перед Мадонной. В 1328—1333 годах Джотто находился при дворе неаполитанского короля Роберто Анжуйского. Возможно, что Барди, банкиры короля, рекомендовали художника ему. Джотто работал над росписями в церкви Кастель Нуово, капелле ди Санта Барбара, личной капелле короля. Серия фресок «Девять героев» (не сохранилась) в одном из залов Кастель Нуово упоминается в сонетах Франческо Петрарки. 20 января 1330 года король Роберто присвоил Джотто титул придворного художника.
Мадонна с младенцем и двумя ангелами. 1295—1300 гг. ц. Сан-Джорджо-алла-Коста, Флоренция
Наряду с фресковыми циклами Джотто создал целый ряд станковых произведений. Это расписные кресты, отдельные алтарные картины и полиптихи, которые он писал сам либо совместно с ассистентами из своей мастерской. Некоторые из этих работ имеют подпись Джотто, авторство других установлено благодаря сохранившимся историческим свидетельствам и стилистическому анализу. Датировка большинства из них приблизительна, в некоторых случаях имеет широкий диапазон (например, семь небольших сцен из жизни Христа, принадлежавшие одному алтарю, хранящиеся в нескольких музеях, разные эксперты датируют от 1306—1312 годов до 1320—1325 годов).
Испытание огнём перед султаном. Около 1325—1328. Флоренция, базилика Санта Кроче, капелла Барди (южная стена)
Историки искусства приписывают росписи капеллы Перуцци в базилике Санта Кроче, выполненные в технике секко, руке Джотто. Вероятно, созданы они около 1320 года, так как в рельефах бронзовой двери баптистерия (1330) Андреа Пизано повторяются мотивы росписи. Капелла посвящена Иоанну Крестителю и Иоанну Богослову.
Чудо с источником
Отличительная особенность росписей — размещение композиций на картинах необычайно широкого формата, что усилило впечатление монументальности и позволило художнику показать свободное движение персонажей на фоне сложных архитектурных комплексов. Выполненные в нестойкой технике, картины, серьёзно пострадавшие от наводнения и пережившие несколько неудачных попыток реставрации, большей частью утратили верхний красочный слой.
Собор Санта-Кроче, Флоренция
Фрески капеллы Барди написаны в сочетании с живописью секко. Их создание относят к 1325—1328 годам. Тема цикла из семи сцен — легенда о святом Франциске. Размеры капеллы позволили создать монументальные композиции, задуманные как единое целое. Стилистически фрески несколько отличаются от живописных произведений капеллы Перуцци, Ассизи и Падуи, это может быть объяснено тем, что росписи выполнялись разными членами мастерской Джотто.
Милосердие - Зависть
По сообщению Вазари, ещё будучи во Флоренции, Джотто на стене Палаццо делла Синьория создал портрет сына короля Неаполя Роберто Анжуйского. Карл Калабрийский, мэр Флоренции в 1326—1327 годах, был изображён коленопреклонённым перед Мадонной. В 1328—1333 годах Джотто находился при дворе неаполитанского короля Роберто Анжуйского. Возможно, что Барди, банкиры короля, рекомендовали художника ему. Джотто работал над росписями в церкви Кастель Нуово, капелле ди Санта Барбара, личной капелле короля. Серия фресок «Девять героев» (не сохранилась) в одном из залов Кастель Нуово упоминается в сонетах Франческо Петрарки. 20 января 1330 года король Роберто присвоил Джотто титул придворного художника.
Мадонна с младенцем и двумя ангелами. 1295—1300 гг. ц. Сан-Джорджо-алла-Коста, Флоренция
Наряду с фресковыми циклами Джотто создал целый ряд станковых произведений. Это расписные кресты, отдельные алтарные картины и полиптихи, которые он писал сам либо совместно с ассистентами из своей мастерской. Некоторые из этих работ имеют подпись Джотто, авторство других установлено благодаря сохранившимся историческим свидетельствам и стилистическому анализу. Датировка большинства из них приблизительна, в некоторых случаях имеет широкий диапазон (например, семь небольших сцен из жизни Христа, принадлежавшие одному алтарю, хранящиеся в нескольких музеях, разные эксперты датируют от 1306—1312 годов до 1320—1325 годов).
«Свадебная процессия Марии», деталь
Весной 1334 года Джотто был назначен главным архитектором Флоренции с годовым гонораром в 100 золотых. В свидетельстве о назначении особо отмечались знания и учёность художника.В его обязанности входило руководство работами по строительству новой городской стены, ремонту мостов после паводка и возведению соборной колокольни Санта-Мария-дель-Фьоре — Кампанилы. Разрабатывал проект кампанилы и, совместно с Андреа Пизано, рельефы её нижнего этажа. По сообщению Лоренцо Гиберти, Джотто и его мастерской было поручено в 1336 году расписать фресками торцовые стены капеллы святой Магдалины в Палаццо дель Подеста (Барджелло).
Флоренция. Кампанила Джотто
Позднее художник был направлен флорентийским правительством в Милан для работы над фресками Аццоне Висконти. Джотто скончался 8 января 1337 года, вскоре после своего возвращения из Милана. Похоронен в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре. Двое сыновей Джотто — Франческо и Донато, известные по архивным документам как «parente di Giotto» (то есть «родственники Джотто»), были художниками — участниками мастерской отца. Однако в силу скромного дарования большой славы не обрели
Аллегория Послушание. Джотто, 1315 г. Базилика Святого Франциска в Ассизи
Я — это тот, кем угасшая живопись снова воскресла.
Чья столь же тонкой рука, сколько и легкой была,
В чем недостаток искусства, того не дала и природа,
Больше никто не писал, лучше — никто не умел.
Башне ль дивишься великой, звенящей священною медью?
Циркулем верным моим к звездам она взнесена.
Джотто — прозвание мне. Чье творение выразит это?
Имя мое предстоит долгим, как вечность, хвалам.
Чья столь же тонкой рука, сколько и легкой была,
В чем недостаток искусства, того не дала и природа,
Больше никто не писал, лучше — никто не умел.
Башне ль дивишься великой, звенящей священною медью?
Циркулем верным моим к звездам она взнесена.
Джотто — прозвание мне. Чье творение выразит это?
Имя мое предстоит долгим, как вечность, хвалам.
Благоразумие - Глупость
и с т о ч н и к и :
«Джотто. Падуя. Капелла Скровеньи. Фрески после реставрации 2002 года». Издательство Giorgio Deganello. 2005 г.
Previtali G. Giotto e la sua bottega. — Milano, 1967.
Беллози Л. Джотто. — М., 1996.
Алпатов М. В. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. — М.; Л., 1939.
Вольф Н. Джотто = Giotto (Norbert Wolf) / Пер. с англ. А. А. Моисеенковой. — М.: Taschen; Арт-родник, 2007. — 96 с. — (Назад к истокам видения).
Туртефири А. Джотто: Сокровищница мировых шедевров / Пер. с ит. Д. Кизиловой. — М.: БММ, 2011. — 160 с.
Лазарев В. Н. т. 1 // Происхождение итальянского Возрождения. — М., 1956.
Вазари. ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ДЖОТТО ФЛОРЕНТИЙСКОГО ЖИВОПИСЦА, СКУЛЬПТОРА И АРХИТЕКТОРА. Проверено 3 мая 2017.
http://www.kulturologia.ru/ blogs/021017/36182/
Беллози Л. Джотто. — М., 1996.
Алпатов М. В. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. — М.; Л., 1939.
Вольф Н. Джотто = Giotto (Norbert Wolf) / Пер. с англ. А. А. Моисеенковой. — М.: Taschen; Арт-родник, 2007. — 96 с. — (Назад к истокам видения).
Туртефири А. Джотто: Сокровищница мировых шедевров / Пер. с ит. Д. Кизиловой. — М.: БММ, 2011. — 160 с.
Лазарев В. Н. т. 1 // Происхождение итальянского Возрождения. — М., 1956.
Вазари. ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ДЖОТТО ФЛОРЕНТИЙСКОГО ЖИВОПИСЦА, СКУЛЬПТОРА И АРХИТЕКТОРА. Проверено 3 мая 2017.
http://www.kulturologia.ru/