Tuesday, 3 January 2017

Sexual life in ancient Egypt

ЧУВСТВЕННОСТЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ: СВЯЩЕННАЯ И ЗЕМНАЯ +18

Вторник, 03 Января 2017 г. 18:05 + в цитатник 
 
Чувственность и сексуальность в Древнем Египте.

Чувственность и сексуальность в Древнем Египте.

Многие обыватели, когда речь заходит об эротической культуре Древнего Египта, недоуменно поживают плечами. Ведь сексуальность у древних ассоциируется, как правило, с Индией, Китаем и Грецией. Но и Древний Египет на самом деле был связан с чувственным миром. Более того, сексуальность у древних египтян была священной.


Представительницы самой древней профессии в Древнем Египте

 
Кусок кожаного покрова из Дейр эль-Бахри. 15 в. до н.э. Нью-Йорк, Музей Метрополитен.

Кусок кожаного покрова из Дейр эль-Бахри. 15 в. до н.э. Нью-Йорк, Музей Метрополитен.

В крупных городах Древнего Египта существовала проституция. Многочесленные упоминания об этом сохранились на остраконах – кусках известняка или обломках сосудов, используемых для записей, и в юридических документах. Как правило, древнейшей профессией занимались служанки или рабыни, захваченные во время войн в Нубии или Сирии. Их отправляли в пивные, таверны или специальные «увеселительные заведения». После посещения этих притонов мужчины часто получали венерические болезни, в частности, гонорею, которая упоминается в египетских папирусах.

Нередко дамами лёгкого поведения становились певицы и артистки. В Британском музее можно увидеть статуэтку арфистки, которая, опираясь на музыкальный инструмент, демонстрирует свои половые органы. А в коллекции нью-йоркского музея Метрополитен есть расписной кусок кожи из храма Хатхор в Дейр эль-Бахри, на котором изображено, как обнаженный мужчина демонстрирует половые органы арфистке.

Отношение к гомосексуальности

 
Рельеф из гробницы Нианххнума и Хнумхотепа в Саккаре. 24 в. до н.э.

Рельеф из гробницы Нианххнума и Хнумхотепа в Саккаре. 24 в. до н.э.

Классические египетские тексты мужскую проституцию обходят молчанием. Но известно, что ещё при Птолемеях это явление было широко распространено, и вероятно, не было привнесено греками, а существовало ещё до них. В Древнем Египте гомосексуальность осуждалась, но это не мешало царю Пепи II, как свидетельствует сохранившийся текст, ночами посещать в казармах военачальника Сисене. Известна и история парикмахера и маникюра царя V династии Ниусерра Хнумхотепе и Нианххнуме, которые погребены в одной гробнице. На стенах своего последнего пристанища они изображены обнимающимися и целующимися.

Уже в эпоху эллинизма женскую и мужскую гомосексуальность практически не порицали в обществе. В брачных контрактах I в. до н.э., найденных среди массы папирусов в знаменитом городе Тебтюнисе, зачастую уточняется, что мужчина, беря в жены избранницу, обещает ей не приводить в дом ни наложницу, ни юного любовника и не выгонять ее ради страсти к кому бы то ни было. А в магических папирусах есть тексты для приворота одной женщиной другой, а женские пары ведут совместное хозяйство, как обычные гетеросексуальные.

Туринский эротический папирус


Но при всём при этом сексуальность в Египте, даже связанная с проституцией, была священна. В собрании Египетского музея в Турине хранится знаменитый эротический папирус. На нём изображены 12 разнообразных поз полового акта. Папирус датируется XII в. до н.э. и был найдет в 1920—х годах сильно повреждённым. Эта находка произвела сенсацию в научном сообществе, но была признана «обсцентной» и долгое время была закрыта для широкой аудитории.

По мнению учёных, это не просто древнейший порнографический свиток, а изображение ритуального соития. Об этом свидетельствует причёска мужчины. Это «бритоголовый» жрец богини Хатхор. На рисунках у мужчины огромный половой орган, которым он удовлетворяет женщина на ложе, на полу, на колеснице или в невероятных акробатических позах.Рядом с женщинами изображены предметы культа Хатхор – ее ритуальные музыкальные инструменты, зеркала, неизменные лотосы. В последней сцене папируса мужчину, лишившегося сил, служанки несут на руках.

 
Туринский эротический папирус. Фотография. 12 в. до н.э.

Туринский эротический папирус. Фотография. 12 в. до н.э.


Между рисунками сохранились записи-комментарии к происходящему: «Не бойся, что я тебе сделаю?», «Давай, войди в меня сзади твоей любовью», «О, мой разбойник!», «Мой большой член уже болит изнутри». Сохранилась на свитке и информация о его владельце - «носитель опахала с права от Его Величества», «царский писец» и «военачальник». Вот только имя этого древнеегипетского эротомана до нашего времени не дошло.

Стоит отметить, что похожие сцены сохранились и на остраконах XVI-XII вв. до н.э.

Царская чета и чувственность

 
Царица Анхесенамон, протягивающая букеты с мандрагорами супругу — Тутанхамону. Сцена на крышке ларца. Кость, роспись. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей.

Царица Анхесенамон, протягивающая букеты с мандрагорами супругу — Тутанхамону. Сцена на крышке ларца. Кость, роспись. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей.


Безусловно, в царском доме подобных изображений себе не позволяли. Чувственность между фараоном и его супругой обозначалась символами – царь держит жену за запястье, сажает на колени (в исключительных случаях) или прогуливается с ней по саду, принимая из её рук букет с плодами мандрагоры, известной на Востоке как символ сексуальности.

Греческое влияние

 
Ритуальное соитие – т.н. «симплегма». 305-30 г.г. до н.э. Нью-Йорк, Бруклинский музей.

Ритуальное соитие – т.н. «симплегма». 305-30 г.г. до н.э. Нью-Йорк, Бруклинский музей.


С проникновением в Египет влияния эллинов эротика приобретает всё большую популярность. В это время в некоторых храмах и местах, посвящённых богам плодородия, появляются многочисленные терракотовые изображения фаллосов и карликов с гигантскими половыми органами, которые должны были принести стойкость потенции мужчинам и плодовитость – женщинам.

В Бруклинском музее в Нью-Йорке хранится «симплегма» - группа соединенных, переплетенных фигур – которая является самой большой из известных сегодня эротических египетских скульптур этого типа. Центральное место в ней отведено фигуре обнажённой женщины в коротком парике. Она опирается на на гигантские фаллосы четырех мужчин разного роста, головы которых украшены «локонами юности». Перед этой группой – две мужские фигуры меньшего размера, которые держат на коленях связанную антилопу-орикса.

По мнению учёных, смысл симплегмы интерпретировать сегодня непросто. Судя по всему памятник тесно связан с осирическим культом. Фигура мужчины (олицетворение заупокойного жреца) оплодотворяет женщину, возможно, богиню, которая родит Хора — сына-наследника Осириса, символизирующего продолжение жизненного цикла. Гипертрофированная мужская сексуальность связана с представлениями о неиссякаемом плодородии Осириса и египетской земли, которая является материальным воплощением его тела.

Эротика в Древнем Египте: священная и земная. 18+

Самое время вспомнить про сексуально-эротическую сторону древнего мира – как с этим обстояли дела в Древнем Египте.

Мнение о том, что культура Древнего Египта далека от чувственности, ошибочно. Неприкрытый эротизм присутствует во многих дошедших до нас изображениях. По представлениям египтян, сексуальность является основной движущей силой развития вселенной.

Статья египтолога Виктора Солкина "Священная эротика Древнего Египта" из журнала "Восточная коллекция" №2, 2008 г. Кто предпочитает не читать, а слушать-смотреть – в конце поста видеозапись лекции Виктора Солкина по той же теме, прочитанная в эфире телеканала "Дождь" в 2011 году.


Акробатка. Роспись на остраконе. 13 в. до н.э. Турин, Египетский музей / Calcare dipinto. Nuovo Regno, XIX dinastia. 1292-1186 a.C. Museo Egizio di Torino. N. Inv. C. 7052. Source

Если спросить обывателя о том, что он знает об эротике в культуре Древнего Египта, то скорее всего, в ответ он лишь недоуменно пожмет плечами. Сексуальность в древних культурах традиционно ассоциируется с греческой, индийской и китайской цивилизациями, на фоне которых, по распространенному клише, Египет предстает монолитным, сакральным, целомудренным и далеким от всего, связанного с чувственным миром. Между тем, это мнение глубоко ошибочно. Что может быть чувственнее египетских изображений знатных дам в полупрозрачных одеяниях, сидящих на пиру, или скульптурных портретов цариц с обнаженной грудью, на соски которой наклеивались золотые чашечки в виде цветков лотоса? Однако за внешней парадностью, светскостью, а порой и неприкрытым эротизмом всегда таились другие, глубинные смыслы, ведь по египетским представлениям сексуальность – основная движущая сила божественного развития вселенной, в котором сексуальный акт бога-творца был началом жизни всего сущего.


2.

Вселенная в виде сочетаний мужских и мужского и женского начал. Фрагмент виньетки мифологического папируса жрицы Хентуттауи. 10 в. до н.э. Лондон, Британский музей.

Египетская сексуальность изначально священна. Согласно древней доктрине города Иуну, названного греками Гелиополем, солнечный творец Атум создает первых богов посредством мастурбации; его женское дополнение, принимающее облик его руки, его супруги, его творящей энергии – Хатхор Небетхетепет, богиня любви и экстатического опьянения, радости во всех ее формах, но одновременно и покровительница смерти как трансформации и залога существования, новой жизни в ином мире. Она — воплощение вселенской женственности, перерождающей умершего в своей утробе. Сексуальная привлекательность богини любви являлась стимулом развития мира, вечного обновления мужского божества, его бессмертия. Вместе с воплощающей миропорядок богиней Маат, принципы мужской творящей силы и женской сексуальности, зачинающей и перерождающей мир заново, были основами существования мира в египетских представлениях.


3.

Вотивная фигурка Осириса с фаллосом. Глина. X-VII вв. до н.э. Вена, Музей истории искусств.

Осирис, владыка мира усопших, победивший смерть, изображался с эрегированным фаллосом в знак своей нескончаемой плодородной силы, которая оплодотворяет мир вместе с паводком вод Нила, после которого из земли прорастает первое зерно, дающее пропитание. Разрубленный врагом на части и собранный вновь супругой – владычицей магии и материнства Исидой и сыновьями – Хором и Анубисом, Осирис восстанавливает свою целостность тогда, когда, по легенде, Исида собирает его тело воедино, а фаллос, утерянный в водах реки, создает вновь из нильского ила; только обретя вновь фаллос Осирис может возродиться, попрать смерть, а затем и стать залогом возрождения любого умершего.

При мумификации, уподобляя умершего Осирису, египтяне запеленывали мужские тела с половым органом в поднятом положении: сексуальная сила была способна, по их мнению, победить смерть. Хор, сын Осириса и Исиды вступает в бой с Сетхом, богом хаоса и песков пустыни, убившим его отца; в процессе многоэтапного сражения Хор подчиняет Сетха, вырвав у него семенники, лишив тем самым противника не только мужественности, но и способности к собственному перерождению и власти над миром. До этого Сетх нередко ассоциировался в египетской мифологии с агрессивной сексуальностью, чем нередко пользовались богини.


4.

Фараон, коленопреклоненный перед статуей бога плодородия Амона-Мина. Карнак, 20 в. до н.э. (c) Виктор Солкин

Исида, желая помочь Хору в великом противостоянии, принимает облик прекрасной девственницы, которая в итоге обманула сладострастного бога песков, либо магической птицы, за которой Сетх, приняв облик могучего быка, безрезультатно несется по долине Нила и, упустив, в изнеможении проливает семя на землю, став объектом насмешек богини и прародителем растений беддеткау – бахчевых, выросших из его семени. Наконец, пытаясь подчинить Хора, Сетх завлекает его обманом в свою постель и насилует соперника. Лишь хитростью Хор, подставивший под половой орган Сетха ладони и, таким образом, оставшийся девственным, не был сексуально подчинен соперником, а следовательно, не упустил право на вселенскую власть. Исида, задумав отомстить, собрала семя Хора в сосуд, и тайно полила им салат-латук, по мнению египтян, сильнейший афродизиак и излюбленную пищу развратного Сетха, растущую у него в саду. Поев латука, Сетх оказался оплодотворенным Хором и вновь стал объектом насмешек остальных богов, непригодным к царству над миром.


5.

Статуя бога Мина: архаический колосс из Коптоса. Музей Эшмола, Оксфорд.

Сексуальность мужская необходима для власти над миром: массивные, выполненные из известняка статуи бога плодородия Мина, сжимающего рукой свой фаллос, были созданы египтянами еще на заре цивилизации, приблизительно в XXXII в. до н.э. и хранятся в собрании музея Эшмола в Оксфорде. Иконография бога, повелевающего урожаями, за последующие тысячелетия истории Египта практически не изменилась.


6.

Статуя бога Мина: скульптурная группа Мина и царя Хоремхеба. 14 в. до н.э. Лондон, Британский музей.

Сексуальность женская была крайне привлекательна, но опасна: богиня любви «золотая» Хатхор в гневе трансформировалась в разъяренную львиноголовую Сехмет, госпожу пламени и ярости, попирающую человечество. Процесс ритуала «сехетеп Сехмет» — умиротворения богини был одним из главных в храмах, посвященных гневной форме небесной матери. Залогом умиротворения было опьянение священным вином и пивом, в результате которого яростная львица становилась то кошкой Бастет, покровительницей женственности, плодовитости и изысканного эротизма то, наконец, самой Хатхор – «сладостной любовью».


7.

Богиня Хатхор. Кедровое дерево. 4 в. до н.э. Нью-Йорк, Музей Метрополитен. (с) MMA

В V веке до н.э. «отец истории» Геродот писал о знаменитом празднике богини-кошки, проходившем в городе Бубастисе – центре ее культа, расположенном в северо-восточной части дельты Нила: «когда египтяне едут в город Бубастис, то делают вот что. Плывут туда женщины и мужчины совместно, причем на каждой барке много тех и других. У некоторых женщин в руках трещотки, которыми они гремят. Иные мужчины весь путь играют на флейтах. Остальные же женщины и мужчины поют и хлопают в ладоши.


8.

Участница пиршества. Роспись из гробницы Менна. Шейх Абд эль-Курна, Луксор. 15 в. до н.э. (с) SCA

Когда они подъезжают к какому-нибудь городу, то пристают к берегу и делают вот что. Одни женщины продолжают трещать в трещотки, как я сказал, другие же вызывают женщин этого города и издеваются над ними, третьи пляшут, четвертые стоят и задирают [подолы] своей одежды. Это они делают в каждом приречном городе. Наконец, по прибытии в Бубастис они справляют праздник с пышными жертвоприношениями: на этом празднике выпивают виноградного вина больше, чем за весь остальной год. Собирается же здесь, по словам местных жителей, до 700 тысяч людей обоего пола, кроме детей».


9.

Хатхор — владычица любви, небесный прототип «великой супруги царской». Рельеф из гробницы Сети I в Долине царей, фрагмент. 13 в. до н.э. Париж, Лувр.

Празднество символизировало собой умиротворение богини, возрождение ее привлекательности и сексуальной силы, божественное совокупление и, наконец, последующие беременность и рождение божественного младенца. Агрессивная, оргиастическая сексуальность трансформировалась храмовыми ритуалами в материнство и подлинную женственность. Другая легенда повествует о Хоре, который вступает в брак с самой, наверное, агрессивной формой богини, «госпожой Табитит», огромным огненным скорпионом, которую тексты, словно иронизируя, называют «крошкой на руках у Ра», бога Солнца. Успешная первая брачная ночь становится залогом умиротворения богини, возвращения ее истинного облика, в котором она почитается как «владычица того, что в женском сердце». Взамен страшный яд богини, проникающий в тело ее супруга, трансформируется и становится панацеей от всех болезней и любого зла, которое могло быть до этого в его теле.


10.

Сети I и Хатхор — владычица любви, небесный прототип «великой супруги царской». Рельеф из гробницы Сети I в Долине царей. 13 в. до н.э. Париж, Лувр.

А что же мир земной? «Великая супруга царская» почиталась как земное воплощение Хатхор, точно так же как фараон – Хора. Под управлением главной царицы или же царицы-матери находился огромный женский дом царя, сильно отличающийся от стереотипного восточного гарема, в котором обитали младшие царицы и «нефрут» – красотки-наложницы, непосредственные служительницы Хатхор, призванные непрерывно возрождать жизненные силы и сексуальную энергию царя. Одетые в одеяния из тончайшего льна, звенящие бисерные сетки или же обнаженные, всего лишь в поясках вокруг бедер, но непременно – в массивных париках, ожерельях, браслетах, они изображены играющими на музыкальных инструментах и поющими, танцующими и даже играющими с царем в игру «сенет» – подобие шашек. Стоит вспомнить, что, например, неисчислимые жены и наложницы фараона Рамсеса II были матерями 111 сыновей и 67 дочерей. Речь идет только о тех детях, что были официально признаны царственным отцом.


11.

Обнаженные танцовщицы на пиру. Роспись из гробницы вельможи Небамона. 15 в. до н.э. Лодон, Британский музей.

Обнаженность была распространена и ни в коей мере не считалась зазорной. На рельефах и росписях в египетских гробницах мы видим абсолютно обнаженных рыбаков на Ниле, прилюдно собирающих свой улов, рыдающих плакальщиц, посыпающих песком и пеплом груди в знак скорби и вновь обнаженных и привлекательных молодых служанок, потрясающих на пиру в знатном доме тамбурином и играющих на лютне. Истинный Египет фараонов был далек от того пуританского облика, который ему порой сегодня приписывают, однако сексуальность здесь всегда была хотя бы отчасти сакральной.


12.

Остракон с изображением лютнистки. 13-12 вв. до н.э. Каир, Египетский музей.

В одной из знаменитых сказок «Папируса Весткар» рассказывается о царе Снофру, который «утомился», т.е. умер. Он становится в ином мире Солнцем, плывущим на своей ладье в окружении очаровательных спутниц — «нефрут». Одна из девушек, обряженных всего лишь в ритуальные сетки, теряет бирюзовую рыбку – «украшение» для волос и вся флотилия останавливается: речь символически идет о рыбе лоцмане, за которой следует по водам неба солнечная «Ладья миллионов лет». Для непосвященного глаза между тем, текст говорит всего лишь о развлечениях «томимого скукою царя», которому придворный мудрец Джаджаеманх дает поистине бесценный совет: «Пусть твое Величество отправится к озеру дворца фараона… Снаряди себе ладью с экипажем из всех красавиц внутренних покоев твоего дворца, и сердце твоего величества освежится, когда ты будешь любоваться тем, как они, не переставая, гребут туда и обратно». Царь радостно соглашается «Я действительно устрою себе прогулку на ладье! Пусть принесут мне двадцать весел из эбенового дерева, отделанных золотом, с рукоятками из дерева секеб, отделанными светлым золотом. Пусть приведут ко мне двадцать женщин, у которых красивое тело, красивые груди, волосы, заплетенные в косы, и лоно которых еще не открыто родами. И пусть принесут мне двадцать сеток. И пусть эти сетки отдадут этим женщинам после того, как с них будут сняты одежды!» Сердце царя, в итоге, ликует, т.е. он возрождается к жизни. Отголоски священной, ритуальной сексуальности были всегда неотъемлемой частью повседневного быта дворца.


13.

Фрагмент статуи царицы Тейе. Желтая яшма, 14 в. до н.э. Нью-Йорк, Музей Метрополитен.

За стенами царской резиденции дело обстояло куда проще. Любовная поэзия и отдельные светские тексты, среди которых особое место занимают рамессидские папирус Честер-Битти I и папирус Харрис 500, повествуют о встрече возлюбленных, за которой подглядывают деревья сада, рассказывая друг другу об увиденном. «Неджеммит» — влечение и «мерут» — любовь представляются здесь как нечто сродни тяжкой болезни, если страсть не удовлетворена, а городская красавица проводит часы у зеркала, завершая необходимый макияж, чтобы привлечь проезжающего по площади военачальника Мехи, будущего фараона. Влюбленным, стоящим на разных берегах реки, не может стать преградой даже крокодил, лежащий на отмели и вот, оно случилось: мужчина подобен «гусю, пойманному на приманку» в силки из эбенового дерева, которым подобны руки любимой. Кстати, именно египтянки считались самыми красивыми женщинами средиземноморья в древности.


14.

Супружеская чета. Рельеф из гробницы везира Рамосе. Шейх Абд эль-Курна, Луксор. 14 в. до н.э. (c) Виктор Солкин

Как совершался в Египте брак, мы не знаем, но ясно одно: женщина имела достаточно прав, подтверждающихся брачным договором, при этом, как это часто бывает на Востоке, невеста зачастую была еще почти девочкой – и это в общей массе, не говоря уже о многочисленных условных династических «детских» браках в царских семьях. Распространенными и узаконенными были браки между родственниками: дядьями и племянницами, братьями и сестрами. По сохранившейся статистике, на 161 брак приходилось около 38 свадеб между братом и сестрой. Впрочем, таковым был и освященный легендой брак Осириса и Исиды… «Я взял тебя в жены еще юношей. Я был с тобой вместе… Я не огорчал твое сердце… Я не скрывал от тебя своих доходов… Никогда не было чтобы я пренебрегал тобой…», — пишет муж жене в одном из папирусов Лейденского музея.


15.

Фараон, целующий наложницу. Известняк. Из эль-Амарны. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей. (с) SCA

Семья в Египте почиталась всегда, неверность супруги каралось смертью. «Берегись женщины, которая выходит тайком! – советует мудрец Ани. – Не следуй за ней; она станет утверждать, что это была не она. Жена, чей муж далеко, посылает тебе записки и зовет к себе каждый день, когда нет свидетелей. Если она завлечет тебя в свои сети – это преступление, и ее ждет смерть, даже если она не насладится своей изменой». Мужская измена не преследовалась, однако в случае насилия со стороны мужчины по отношению к женщине виновный отвечал перед судом, а повторно побившему жену грозило наказание в 100 палочных ударов.


16.


В столицах активно существовала проституция, многочисленные упоминания о которой сохранились в юридических документах и на остраконах – кусках известняка или обломках сосудов, которые использовались для записей и, порой, для художественных набросков. Зачастую дамами древнейшей профессии становились служанки и рабыни, привезенные во время военных действ из Сирии или Нубии и завершавшие свой путь в уединенных комнатах таверн, пивных или специальных заведений «для увеселения». Опыт, полученный от посещения этих притонов порой соседствовал с венерическими заболеваниями, в частности с гонореей, которая несколько раз упомянута в египетских медицинских папирусах. На грани проституции порой проходила карьера светских музыкантш и певиц: в Британском музее хранится статуэтка стоящей арфистки, опершейся на инструмент и демонстрирующей половые органы. В собрании музея Метрополитен в Нью-Йорке имеется расписной кусок кожи из храма Хатхор в Дейр эль-Бахри, на котором, наоборот, арфистке, целомудренно играющей под виноградной лозой, половые органы демонстрирует увлеченный оргиастическим праздником богини обнаженный мужчина.


17.

Объятия мужские. Рельеф из гробницы Нианххнума и Хнумхотепа в Саккаре. 24 в. до н.э.

Мужскую проституцию классические тексты обходят молчанием, однако уже при Птолемеях она получила очень широкое распространение и, скорее всего, не была привнесена греками, а существовала изначально. Гомосексуальность осуждалась в классическом Египте, однако вспомним о царе Пепи II, который, согласно одному сохранившемуся тексту, ночами посещает в казармах военачальника Сисене, не замечая подглядывающего за ним слугу или о знаменитых Хнумхотепе и Нианххнуме, парикмахере и маникюре царя V династии Ниусерра, погребенных в одной гробнице. На одной из стен владельцы были изображены в поцелуе и объятьях. В Поздний период и особенно в эпоху эллинизма мужская и женская гомосексуальность уже почти не порицалась. В брачных контрактах I в. до н.э., найденных среди массы папирусов в знаменитом городе Тебтюнисе, зачастую уточняется, что мужчина, беря в жены избранницу, обещает ей не приводить в дом ни наложницу, ни юного любовника и не выгонять ее ради страсти к кому бы то ни было. Среди магических папирусов этого времени имеются приворотные тексты, направленные от одной женщины к другой, а отдельные пары женщин ведут совместное хозяйство, подобно обычным гетеросексуальным парам.


18.

Туринский эротический папирус. Прорисовка. 12 в. до н.э.

И все же сексуальность в Египте, даже связанная с публичным домом, священна. Знаменитый эротический папирус, хранящийся в собрании Египетского музея в Турине, сохранил изображения 12 самых разнообразных поз сексуального акта, в которых участвует мужчина и девицы из заведения. Папирус XII в. до н.э., найденный в 20-х годах XIX века и сильно поврежденный, в свое время произвел сенсацию в научном сообществе, был признан, увы, «обсценным» и потому долгое время не издавался. Это отнюдь не просто древнейший порнографический свиток, но опять же изображение ритуального соития: особенная прическа мужчины выдает в нем «бритоголового» жреца богини Хатхор. У мужчины огромный половой орган, которым он умудряется удовлетворять женщин не только на ложе, но и стоя у колесницы, в которой стоит женщина, лежа на полу или удручив даму поистине акробатической позой, когда она стоит на голове и руках (!).


19.

Туринский эротический папирус. Фотография. 12 в. до н.э.

Порой в руках мужчины – сосуд с пивом или же амулет богини любви. Рядом с женщинами также изображены предметы культа Хатхор – ее ритуальные музыкальные инструменты, зеркала, неизменные лотосы. В последней сцене мужчину, лишившегося сил и твердости фаллоса, служанки несут на руках. Между изображениями сохранились надписи, которые комментируют происходящее, либо содержат реплики участников действия: «Не бойся, что я тебе сделаю?», «давай, войди в меня сзади твоей любовью», «о, мой разбойник!», «мой большой член уже болит изнутри». На свитке сохранились и указания о его владельце, который был «носителем опахала с права от Его Величества», «царским писцом» и «военачальником». Увы, имя древнеегипетского эротомана не сохранилось. Документ уникален по своей целостности, но отнюдь не по содержанию: на остраконах XVI-XII вв. до н.э. сохранились похожие сцены, изображающие мужчину, входящего в женщину сзади или в «классической» позе.


20.

Царица Анхесенамон, протягивающая букеты с мандрагорами супругу — Тутанхамону. Сцена на крышке ларца. Кость, роспись. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей. (с) SCA

В царском доме подобного изобразить не могли; чувственность между царем и его супругой показывалась символами, тем, что он держит жену за запястье, в исключительном случае – сажает на колени или же прогуливается с ней по саду, получая от возлюбленной букет с плодами мандрагоры – известного на Востоке символа сексуальности.


21.

Ритуальное соитие – т.н. «симплегма». 305-30 г.г. до н.э. Нью-Йорк, Бруклинский музей.

В эпоху эллинизма, вместе с проникновением в Египет греческих влияний, эротика становится все более популярной. В места, посвященные богам плодородия, и некоторые храмы посвящали, как и ранее, многочисленные терракотовые изображения фаллосов или карликов, снабженных гигантскими половыми органами, которые должны были принести стойкость потенции мужчинам и плодовитость – женщинам. В собрании Бруклинского музея в Нью-Йорке хранится «симплегма», или группа соединенных, переплетенных фигур, самая большая из известных сегодня египетских эротических скульптур такого вида. Центральное место в ней занимает большая обнаженная фигура женщины в коротком парике, опершаяся на гигантские фаллосы четырех мужчин разного роста, головы которых украшены «локонами юности». Перед группой сидят еще две меньшие мужские фигуры, держащие на коленях связанную антилопу-орикса. Интерпретировать смысл симплегмы непросто; в целом, памятник тесно связан с осирическим культом: центральная мужская фигура, вероятно, олицетворяющая заупокойного жреца, оплодотворяет женщину, возможно, богиню, которая родит Хора — сына-наследника Осириса, символизирующего продолжение жизненного цикла. Антилопа-орикс, священное животное бога хаоса и убийцы Осириса Сетха, изображена в виде жертвенного животного, поверженного и приготовленного к уничтожению. Подчеркнутая сексуальная сила мужских образов связана с представлениями о неиссякаемом плодородии Осириса и египетской земли, которая является материальным воплощением его тела.


22.

Симплегма. I в. до н.э. Бруклинский музей.

Памятник датируется греко-римской эпохой, когда привнесенная сексуальная свобода породила в Египте, а в особенности в Александрии, новые виды памятников эротического искусства. Не стоит, однако, видеть в симплегме лишь греческое влияние; свидетельства тому – многочисленные древнеегипетские памятники и тексты, возводящие сексуальность в ранг культа и практически забытые современной культурой.

Публичная лекция "Священная эротика Древнего Египта", прочитанная Виктором Солкиным в прямом эфире канала "Дождь", 2011 г.:

Meissen, Germany

ЗАМОК АЛЬБРЕХТСБУРГ И КОРОЛЕВСКИЙ ФАРФОР МЕЙСЕНА




Невозможно узнать Германию, не посетив первого замка, построенного на этой земле. Всего в каких-то 25 километрах от Дрездена раскинулся древний город Мейсен, которому уже более тысячи лет. Город построен на Эльбе, и проплывая мимо него на пароходе, невозможно не заметить величественный замок на горе с оранжевыми башнями и белыми стенами, а также высокие шпили знаменитого собора, который расположился внутри замка. Именно здесь в замке Альбрехтсбург и был изобретен первый в Европе фарфор.
Альбрехтсбург является одним из самых красивейших замков Германии и Западной Европы. Это настоящий шедевр поздней готики, яркий пример перехода от крепостной архитектуры к дворцовой. Это уже не крепость, это замок-дворец.  
Когда резиденцией местных курфюстов стал Дрезден, замок особо не использовался и не подвергался переделкам. В результате, до наших дней, он дошел в практически не тронутом виде. Посетителей Альбрехтсбург встречает большим изящным входом, как в настоящем дворце. Здесь много узких окон-бойниц (это такие широкие окна с ажурной деревянной резьбой).
От крепостных зданий в этом замке сохранились только ворота и башни XV века.
Ludwig Rohbock - Wolfgang Schwarze: "Romantische Reise durch den historischen Deutschen Osten". Gondrom Verlag, Bindlach, 1989.
Музей
После того, как фарфоровая мануфактура покинула стены Альбрехтсбурга, замок был отреставрирован, и стал музеем. Стены замка покрыты фресками, которые рассказывают об истории рода Веттингов.
                           
Фресками украшены комнаты верхнего этажа. Датируются фрески XIX веком. Некоторые залы могут похвастаться оригинальным убранством, сохранившимся с незапамятных времен. Есть готические скульптуры, собранные по церквям Саксонии, некоторые даже имеют натуральный размер. Из особых ценностей, нужно отметить скульптуру Отццорфской Мадонны, сделанной из дерева. Возраст этой скульптуры составляет 850 лет!
                        
                     
Внутри замка расположен великолепный готический собор, который был построен в период с 1260 по 1410 год. Собор был первой резиденцией Мейсенских епископов.
Заходим на территорию замка через центральные ворота
                             
                             
                             
Попадаем во двор замка
                             
                             

Замок Альбрехтсбург проводит огромное количество выставок и экскурсий. Хотелось бы выделить выставку, посвященную 300 –летию Мейсенского фарфора.
                            
Здесь можно увидеть уникальные вещицы ручной работы, датированные XVIII веком, посмотреть фарфоровые предметы, изготовленные специально для царской семьи: для российской императрицы, для короля Августа III                        
Стоит ли говорить, что самый первый немецкий замок начинал свою историю со славянских поселений?Для прямого противостояния венгерской коннице Генрих I создал в Саксонии тяжеловооружённую конницу. По сообщению Видукинда, для того, чтобы её испытать и закалить, король Германии начал проводить завоевательную политику по отношению к западным славянам.
                                
                  Генрих I. Иллюстрация из анонимной хроники, сделанной для императора Генриха V    (1112/1114 год)
Первая военная кампания была организована против полабских славян. Она началась осенью 928 года, когда Генрих I вторгся на территорию, заселённую племенем гавелян. В это время реки и болота были уже скованы льдом, в результате чего города гавелян оказались без естественной защиты. Во время похода войско Генриха захватило главный город гавелян — Бранибор (сейчас Бранденбург). При этом попал в плен и князь гавелян по имени Тугумир, который был отправлен в Саксонию. Следующей целью Генриха стало племя далеминцев, которые не раз до этого нападали на Тюрингию. Далеминцы оказали армии Генриха упорное сопротивление, однако ему, в итоге, удалось захватить их главный город Гану. Для того чтобы удержать эту территорию, Генрих основал бург, который позже вырос в город Мейсен
         
С того времени началась история города ,именно в 929 году, когда король Генрих I, основал на берегу Эльбы крепость «Misnia», получившее своё название по имени протекавшего рядом ручья. Затем с 968 года Мейсен, упоминается в истории, в связи с образованием нового Епископства Мейсен, и как резиденция Маркграфов Мейсена. Небольшое поселение, находившееся у подножия крепостного холма, вскоре развилось до небольшого города (городские права были получены Мейсеном в 1332 году), который постепенно превратился в один из значимых городов Саксонии, современный Мейсен. 
На высоком холме возле Эльбы, он решает разбить военный лагерь. Через 150 лет, в этих местах поселились маркграфы из рода Веттингов. Два брата – Эрнст и Альбрехт фон Веттинг. В 1423 году братья становятся курфюстами, а их земли теперь называются герцогством. А поскольку негоже герцогам пребывать без замка, в 1471 году был заложен первый камень в фундамент будущего замка Альбрехтсбург.
                               
Эрнст Курфюрст Саксонии, Ландграф Тюрингии и Маркграф Мейсена. 
Этот архитектурный шедевр, возведённый под руководством королевского мастера Арнольда из Вестфалии, стал первым замком, построенным исключительно как вельможная резиденция, для мирного проживания, а не как военная крепость. Не исключено, что Албрехтсбург, стал первым подобным замком в истории Германии
Duke Albert of Saxony at the tournament in Pirna beats a knight from Pirna, 1483.
Friedrich Strenge 
                               

Строительство замка было поручено архитектору Арнольду фон Вестфалену. Он и сотворил чудо-замок, смешавший в себе позднюю готику и Ренессанс. Он первым создал винтовую лестницу и стрельчатые своды, которые до сих пор восхищают посетителей Альбрехтсбурга.
Братья замок не жаловали, и не очень-то им пользовались. 
                             
Альбрэхт Энергичный. Герцог  Саксонии, Губернатор Фрислэнда  и основатель нашего замка.Маркграф Мейсена .
В 1485 году после так, называемого «Лейпцигского раздела» земельных владений княжеского Дома Веттинов между братьями Эрнестом и Альбрехтом, замок в Мейсене остаётся в пользу последнего. Однако сын Альбрехта герцог Георг Бородатый (прозванный так потому, что после смерти жены, совсем перестал бриться)...
Период расцвета замка приходится на время правления курфюста Саксонского и короля Польши Августа Сильного. Т.к. в те времена идеей фикс всего дворянства был поиск чудодейственной формулы, которая превратит простой металл в золото, то всеобщей золотой лихорадке подвергся и Август. Но об этом чуть позже.
Modell im Zustand des 18
При Августе был изобретен знаменитый мейсенский фарфор, в замке сто пятьдесят лет работала мануфактура по производству фарфора. Естественно, такое использование пагубно сказывается на состоянии замка. После того, как для производства построили новое здание, мануфактура покидает эти стены. Обветшалый замок решают восстанавливать. После восстановительных работ, в замке был основан музей, который и по сей день принимает посетителей.

Но Август Сильный мечтал о простом золоте. Для этого он нашел молодого аптекаря-алхимика Иоганна Фридриха Битгера. Именно он и был поселен в замке Альбрехтсбург для поиска жидкости, которая превратит металл в золото. Зал дворца до сих пор украшает огромное полотно, на котором изображен молодой аптекарь со стеклянной колбой в руках. Его вид неряшлив, но взгляд горит фанатичным огнем. Он близок к разрешению главной задачи.
 За владение мейсенским маркграфством вели борьбу германские, польские и чешские феодалы, но к XI веку верх одержали германцы. В это время города еще не было, он состоял всего лишь из замка с военным гарнизоном и резиденций нескольких светских и духовных феодалов. Вся округа по-прежнему была заселена крестьянами, но потом рядом с замком возник рынок, где продавали свои товары заезжие купцы, а со временем вокруг рынка стали селиться и ремесленники
 Но в нем нет ничего от готической мистики, готические вертикали замка больше не выражали оторванности от земли, более того — здание подчинено членению по горизонтали, не свойственному готике
Во время строительства нового замка резиденцией курфюрстов стал Дрезден, а Мейсен быстро превращался в провинциальный городок. Может быть, благодаря этому Альбрехтсбург в последующее время не подвергался переделкам и в почти нетронутом виде сохранился до наших дней. Он высится над Мейсеном на скале на берегу Эльбы.
Его башни и шпили, часто окутанные дымкой тумана, видишь задолго до того, как въезжаешь в город. Издали он похож на другие немецкие замки — угрюмые, неприступные крепости, в которых средневековые бароны без труда месяцами выдерживали осаду и откуда частенько совершали набеги на земли соседей.

 
Лишь вблизи можно заметить, что у замка Альбрехтсбург нет ни скрипучих подвесных мостов на толстых железных цепях, ни окованных дубовых ворот, прострелить которые не под силу пушке. В замке открытый изящный парадный вход, вместо узких окон-бойниц — широкие окна с ажурными деревянными переплетами
                           
                             
J. J. Kändler: »Büste des Gottfried Schmiedel«, 1739
 Начало XVIII века, казалось, навсегда покончило с пышными приемами и шумными празднествами, прославившими Альбрехтсбург. Сотни мастеровых под бдительным надзором перегородили анфилады замка грубыми деревянными стенами, положили печи, пробили дымоходы, в блистательных прежде залах появились унылые ящики и кадки
                             
J. J. Kändler: »Kavalier am Schreibtisch«, um 1740
                             
Figurinen von Jacob Ungerer:»Das Gärtnermädchen mit Hund«, »Die Gänsemagd«, »Die Dame mit Katze«, 1902
Geschirr mit Zwiebelmusterdekor
Jugendstil-Solitaire von Theodor Grust mit Kleeblatt-Dekor, 1902
Когда работы были закончены, в закрытой карете под эскортом роты драгун в замок доставили какого-то человека. Хозяин расположенного на окраине города трактира рассказывал потом, что это был совсем еще юноша — лет девятнадцати, не более . По городу поползли слухи: в замке поселили алхимика, чтобы он делал курфюрсту золото. Да и ради чего другого стал бы курфюрст превращать свой замок в мастерскую?! В XVIII веке алхимия еще не сделалась областью преданий, и потому в королевских дворцах, резиденциях епископов, замках крупных феодалов и уединенных лабораториях часто трудились люди с безумными глазами
           
Золото нужно было всем, и алхимики довольно легко находили кров и стол у европейских владык того времени. Алхимиков носили на руках, их берегли так, что практически каждый из них становился узником, за любым шагом которого следила специально приставленная стража. История сохранила имя мейсенского алхимика: Иоганн Фридрих Бётгер, аптекарь, 19 лет…
                             
                             
В 1701 году его доставили сначала ко двору курфюрста Августа Сильного в Дрезден, а затем в замок Альбрехтсбург. В одном из залов замка висит большая картина, на которой И.Ф. Бётгер изображен в минуту сосредоточенных размышлений
                             
Он действительно молод, красив и без придворного парика, который был не нужен среди тиглей и лабораторных посудин. На плечи алхимика наброшена меховая шуба, ведь в просторном каменном замке всегда очень холодно, но рубашка на груди распахнута, чулок на одной ноге спустился, другая нога, похоже, и вовсе не обута.
                           
В перепачканных руках И.Ф. Бётгер держит колбу с золотистой густой жидкостью. Может быть, это и есть та самая тинктура, с помощью которой можно любые металлы превращать в золото? Однако, займись И.Ф. Бётгер поисками, например, философского камня, история вряд ли сохранила бы его имя, ведь так много алхимиков кануло в безвестность. А он обессмертил свое имя тем, что открыл тайну производства фарфора.
                         
                             
                             
                             
                             
                             
Еще со времен раннего Средневековья фарфор попадал в Европу из Китая, но все попытки выведать у китайцев секрет его изготовления заканчивались неудачей. Фарфор стоил в Европе страшно дорого: он был предметом не просто роскоши, а роскоши королевской. Известен, например, случай, когда китайский столовый сервиз выменяли на полк бравых прусских солдат. В Италии и во Франции делались попытки создать свой фарфор, но он ни в какое сравнение не мог идти с китайским.
                            
Иоганн Фридрих Беттгер
                            
                            
                          
Господин Чирнгаузен
И вот аптекарь И.Ф. Бётгер, изобретатель и экспериментатор, сделал первый фарфор в Европе — настоящий фарфор! Другим «отцом» саксонского фарфора считается известный математик, физик и минеролог Э.В. Чирнгаузен. Вдвоем они установили, что таинственный «петунцзе», который входит в состав необходимого для фарфора каолина, — это полевой шпат. Но годился только тот, что добывался в Скандинавии, а догадаться об этом можно было, только обладая солидными научными знаниями
 . По соседству, в городе Фрайбурге, находилась старейшая в мире Горная академия, в которой были собраны данные о минералах чуть ли не со всей Европы. В ней в то время работали ученики знаменитого Георга Агриколы, впервые обобщившего опыт горно-металлургического производства и написавшего 12-томный труд «О горном деле и металлургии"
                             
                             
                             
                             
А в Дрездене тогда жили и творили выдающиеся скульпторы, художники и ювелиры, без которых фарфор так бы и остался ценным, но бесформенным керамическим материалом. Художник Г. Герольд открыл немеркнущие краски, позолоту и подглазурную живопись: он был первым и до сих пор остался непревзойденным мастером «мейсенского декора» — художественной росписи по фарфору.

 
                          
                         
                         
Так появился на свет саксонский фарфор, и вскоре его марка — два голубых скрещенных меча — стала известна всей Европе. Краски, сделанные 300 лет назад, не потускнели: они такие же яркие и живые, как и на только что созданных вазах, чашках и сервизах, на которых скрестились голубые саксонские мечи
              
оригинальные клейма фарфора
 Полтораста лет фарфоровая фабрика не выходила за пределы нагорного замка Альбрехстбург, в котором не раз возникали пожары. Только в 1864 году расширившаяся мануфактура была переведена вниз — на окраину Мейсена.

 
А 36-летний алхимик И.Ф. Бётгер, безнадежно отравленный химикатами и хронически простуженный сквозняками замка Альбрехтсбург, скончался 13 марта 1719 года. Никто не знает, где он похоронен, и под установленным много позже памятником открывателю фарфора никто не лежит " Когда Август Сильный открывает в замке первую фарфоровую мануфактуру, которая занимала вплоть до 1863 года все го помещения. Понятно, что такое применение не лучшим образом сказалось на состоянии замка. Поэтому после того как для мануфактуры было построено новое здание, обветшавший замок решают радикально отреставрировать и сделать музеем.
                         
 Стены замка покрывают настенными фресками, рассказывающими мифы и реальные факты из долгой истории рода Веттинов, в том числе и связанные с Майсенским замком. Помимо этого, в залах разместили множество сомнительной художественной ценности скульптур, изображающих членов династии в пышных средневековых одеяниях. Похоже без влияния мадам Тюссо здесь не обошлось. Интерьер замка выглядит как развесистая клюква, не лишенная, впрочем, определенного обаяния. По фрескам вполне можно восполнять пробелы в образовании, касательно истории Саксонии и сопредельных Богемии и Польши.
                          
                           
                     
                     
                     
Надо отметить, что в некоторых залах сохранилось оригинальное убранство, а также выставлены готические скульптуры, собранные из церквей Саксонии. 
Литература:
Dietmar Fuhrmann, Jörg Schöner (Fotos): Albrechtsburg Meißen. Ursprung und Zeugnis sächsischer Geschichte. Halle/Saale 1996.
Dietmar Fuhrmann: Die Porzellanmanufaktur in der Albrechtsburg. Kai Homilius Verlag 2002
Stephan Hoppe: Die funktionale und räumliche Struktur des frühen Schloßbaus in Mitteldeutschland. Untersucht an Beispielen landesherrlicher Bauten der Zeit zwischen 1470 und 1570. Köln 1996, S. 35ff.
Stephan Hoppe: Die Albrechtsburg zu Meißen als Beispiel eines retrospektiven Architekturstils? Beobachtungen zu möglichen Wechselwirkungen zwischen Architektur und Bildkünsten im letzten Drittel des 15. Jahrhunderts. In: Schlossbau der Spätgotik in Mitteldeutschland. Dresden 2007, S. 64–74. Onlineversion auf ART-Dok
Walter May: Die Albrechtsburg zu Meißen. Herkunft und Bedeutung. In: Sächsische Heimatblätter 17 (1971), S. 103–110.

Albrechtsburg Meissen. Baumaßnahmen des Freisttaates Sachsen von 2003 bis 2010.
Серия сообщений "Посуда":